Османские адыги Исмаил Беркок и Юсуф Изет паша в боях на Кавказе, против казака Бичерахова.

9-02-2020, 21:25           
Османские адыги Исмаил Беркок и Юсуф Изет паша в боях на Кавказе, против  казака Бичерахова.
Как отголосок Первой мировой и как один из языков пламени Гражданской войны на территории бывшей Российской империи и на Северном Кавказе в 1918 году разгорелись настоящие сражения. Его главными участниками являлись бичераховцы (генерал Бичерахов) и дашнаки с одной стороны и турецкий экспедиционный корпус вместе с дагестанскими ополченцами с другой. В первой половине 1918 г. твердой власти на Кавказе не имел никто. В аварских землях строил шариатское государство Нажмутдин Гоцинский, крупный землевладелец и скотопромышленник, избранный осенью 1917 г. имамом – духовным лидером области со светской властью. В административном центре области Темир-Хан-Шуре (нынешний Буйнакск) заседал Исполнительный комитет (Милликомитет) Съезда народов Дагестана, являвшийся составной частью Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. В конце 1917 г. объединился в Терско-Дагестан-ский союз, попытавшийся примирить непримиримые противоречия между казаками и горцами. После распада в начале 1918 г. Терско-Дагестанского правительства горская его составляющая – Союз объединенных горцев Кавказа – образовала Горское правительство. В январе же 1918 г. в Дагестан с фронта вернулись 1-й и 2-й Дагестанские конные полки, расположившиеся гарнизонами в Темир-Хан-Шуре и Петровске. Генерал Бичерахов.


11 мая 1918 г. члены ЦК Союза объединенных горцев приняли Декларацию независимости Республики горцев Северного Кавказа и создали новое Горское правительство. В состав Республики горцев (Горской республики) были включены «области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани и Черного моря в бывшей русской империи»3. В состав правительства вошли бывшие члены правительства Горской республики, в том числе премьер-министр А.О. (Тапа) Чермоев и военный министр князь, полковник Российской армии Нух-бек Шамхал Тарковский, обратившийся за поддержкой к Турции и Германии, организовавшим военную интервенцию в Закавказье. Турки не заставили просить себя дважды, поскольку и сами планировали поход на Северный Кавказ. Создать вооруженные силы к лету 1918 г. удалось только большевикам. Частью они состояли из местных ополченцев, а частью – из русских красноармейцев, присылаемых из Астрахани (всего 5–6 тыс. человек). Красные войска были плохо дисциплинированными и легко поддавались панике. Вошедший в Дагестан отряд Бичерахова первоначально не собирался ни с кем воевать. Большевики первыми напали на Бичерахова и ответ не заставил себя ждать. 15 августа бичераховский отряд захватил Дербент. В дальнейшем большевистским отрядам удалось в течение 20–28 августа задерживать бичераховцев в районе Мамед-калы. 27-28 августа начались бои за Петровск. Попытка взять город с ходу не удалась. Город был блокирован. Казаки заняли все господствующие высоты, а с моря его блокировали канонерские лодки «Карс» и «Ардаган». Несколько дней за город шел ожесточенный бой. 2 сентября, когда положение стало безнадежным, петровские большевики (в основном русские) отплыли в Астрахань.


Бичерахов захватив всю прибрежную часть Дагестана, фактически разделил власть и влияние с полковником князем Нух-бек Тарковским, офицером 2-го Дагестанского полка Дикой дивизии, которого кумыки считают чуть ли не отцом Дагестанской государственности. Нух - бек Тарковский благоволил скорее к Бичерахову нежели к туркам. К осени 1918 года в Дагестане базировалась так называемая 12-я пехотная дивизия турок, но в реальности она насчитывала лишь 800 человек наличного состава, к тому же плохо одетого и ещё хуже вооружённого. Руководил этим отрядом Исмаил Хаки Бей. Ещё меньшие силы во главе с Шукри-Беем были направлены в Чечню и Ингушетию. Дипломатическому представителю горского правительства в Османской империи Гайдару Бамматову удалось встретиться с Талалат-Пашёй и фактическим главой государства Энвер-Пашой. Оба они дали согласие на поддержку независимости Северного Кавказа. Активную поддержку его деятельности оказывали представители черкесской диаспоры в Турции. Руководил турецкими частями в Дагестане черкес Юсуф Изет-Паша, получивший от своего руководства должность командующего северокавказской армией. Подступив 10 октября к Дербенту, он отправил письмо в Петровск, к Бичерахову, с требованием отвести войска на север, за Кубань. Бичерахов ультиматум отверг. В первой же стычке бичераховцы были разбиты объединёнными силами турок и дагестанских добровольцев. 12 октября в Дербенте поднялся флаг Республики горцев Северного Кавказа. Взяв Дербент и Темир-Хан-Шуру, турки подступили к столице бичераховского Центрокаспия, городу Петровску. 30 октября 1918 года Османская империя подписала с Антантой Мудросский перемирие. Дальнейший ход войны, казалось бы, терял всякий смысл. Но Северо-Кавказская исламская армия не отступила. В Петровске, местные дашнаки состоявшие в союзе с Бичераховым начали резню горцев мусульман. Турки решили пойти на помощь избиваемым.


Полковник русской императорской армии Магомед Джафаров, был вынужден признать в своих мемуарах: «всё население Дагестана, особенно Нагорного Дагестана, ждало турок с каким-то священным трепетом, с какими-то сверхчеловеческими надеждами. Когда они пришли, наконец, их встретили как всесильных богов, которые избавят страдальцев гор не только от всех врагов и треволнений смутного времени, но и вообще от всех бед и лишений…» завязались бои. Но армяне стали слабым звеном в рядах бичераховцев. Современный исследователь Андрей Бешугольныйй пишет - «Армянские части стали слабым звеном обороны Петровска. Вновь среди армян, охваченных паническим страхом перед турками, началось массовое дезертирство» . Таркинский старожил Пахрутдин Залибеков со слов участников событий так описывал битву за Тарки-Тау:" Деникин был более добрым к народу , чем генерал Бичерахов. Это осетинский казак, его звали Лазарь, был жестоким человеком. Привел с собой много армян тоже. Анжи они разграбили полностью, убили много народа. Весь мусульманский народ Анжи и округи укрыли в Тарках. Наши оборонялись по кругу, со стороны Анжи и скал. Армия казаков и армян укрепились на Тарки-Тау и затащили туда много пушек и пулеметов. Когда наши с турками пошли на штурм горы, произошло сражение, как Судный день. Турки наших берегли, впереди в атаку шли сами. Нам объясняли, что мы не обучены воевать, и старались не пускать в опасные места боев. Молодых наших ребят выгоняли из отрядов и отправляли домой. «А турков много погибло?» «Да, очень много. Мы их похоронили выше Кяхулая и у Агачаула. Перевес в сторону турок пошел, когда к ним прибыла тяжелая артиллерия. Установленные на занятых турками возвышенностях орудия начали производить интенсивную бомбардировку, чем решили исход битвы за Порт-Петровск.


Битва за Петровск продолжалась два дня и завершилась 8 ноября 1918 года. Таркинская гора усеяна трупами казаков и армян, взято очень много винтовок и пулемётов. 13 пароходов с бойцами Бичерахова отправились на восток. Пребывание турецкого экспедиционного корпуса на территории Дагестана не было долгим, по условиям Мудросского соглашения и капитуляции Османской империи в Первой мировой войне они были вынуждены покинуть территорию Кавказа. Горское правительство, которое в итоге решило «войти в состав Азербайджана», однако вскоре было свергнуто Вооруженными Силами Юга России генерала Деникина, который по сути сыграл на руку Советской России не допустив распада империи.


Бичерахов и его сторонники.
Судьба Бичерахова сложилась таким образом. Строптивый генерал стал мешать всем: и белым, и красным, и англичанам, и азербайджанцам. Лживыми посулами лорда Керзона Бичерахова заманили в Англию, где погоняв по кабинетам бросили. Он уехал во Францию, на чём собственно говоря и закончилась его Кавказская эпопея. С конца 1930-х годов совместно с Тамбием Елекхоти и Алиханом Кантемиром руководил Северо-Кавказским национальным комитетом в Германии.
Судьба Исмал Хакы Беркока сложилась вполне удачно он дожил до 1954 года и в течение жизни успел поучаствовать в войне за независимость и в последствии дослужился до самых высоких должностей в Турецкой республике.
Юсуф Изет паша, также до конца своих дней до 1922 года служил своей родине Турции, писал книги об истории и культуре Кавказа.
/zen.yandex.ru/












Teref.az © 2015
TEREF - XOCANIN BLOQU günün siyasi və sosial hadisələrinə münasibət bildirən bir şəxsi BLOQDUR. Heç bir MEDİA statusuna və jurnalist hüquqlarına iddialı olmayan ictimai fəal olaraq hadisələrə şəxsi münasibətimizi bildirərərkən, sosial media məlumatlarındanda istifadə edirik! Nurəddin Xoca
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə müvafiq keçidin qoyulması mütləqdir.
E-mail: n_alp@mail.ru