Генерал Александр Трофимов превратил полицию Ингушетии в преступную группировку?

28-12-2016, 18:20           

Министр внутренних дел Ингушетии Александр Трофимов – показательный пример полицейского, дискредитирующего все ведомство в целом. О том, что генерал-лейтенант не раз покрывал противоправную деятельность своих подчиненных, говорят даже его сослуживцы. Недавно в республике разгорелся еще один крупный скандал, связанный с задержанием сотрудников Центра по противодействию экстремизму республиканского МВД. Это резонансное уголовное дело, как ожидается, приведет к скорой отставке министра.

Министр со всеми рассорился

Скандал, который сотряс ингушскую полицию, и впрямь способен вызвать смену ведомственного руководства. К тому же за последние несколько лет к работе министра внутренних дел Ингушетии Александра Трофимова накопилось множество претензий как в самой республике, так и в федеральном центре. Особое недовольство жителей региона вызывает кадровая политика генерал-лейтенанта, откровенно слабая работа местного ГИБДД, а также практически полное отсутствие борьбы с коррупцией.

Официальная биография министра свидетельствует, что его карьера начала стремительно развиваться в 1997 году – после окончания Академии управления МВД России. Тогда Александр Трофимов получил должность оперуполномоченного в Главном управлении уголовного розыска правоохранительного ведомства нашей страны. В столице он дослужился до заместителя начальника Оперативно-разыскного бюро № 1 МВД России. В мае 2009 года сотрудник полиции стал заместителем министра внутренних дел Дагестана. Нынешнюю должность он занимает с июня 2011 года.

В своих выступлениях Александр Трофимов часто отмечает, что за последние годы в Ингушетии ощутимо снизился уровень террористической угрозы. Этот факт министр считает личной заслугой. Например, генерал-лейтенант сообщил депутатам республиканского парламента, что улучшение криминогенной обстановки в регионе связано с активизацией профилактической работы правоохранительных структур, проводимой совместно с представителями общественности, лидерами духовенства и органами муниципальной власти.

Однако поводов для критики в работе ингушской полиции гораздо больше, чем официально декларируемых достижений. Например, глава республики Юнус-Бек Евкуров не скрывает своего недовольства тем, как Александр Трофимов решает кадрово-дисциплинарные вопросы. Беспокоят президента и тревожная статистика ДТП, и упущения в охране правопорядка, и стычки с силовиками из соседней Чечни, и неэффективное расходование средств, и многое другое.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров (слева) и Александр Трофимов

Непростые отношения у генерал-лейтенанта полиции сложились и с прокурором Ингушетии Петром Николаевым. Якобы по этой причине республиканская полиция практически не ведет борьбы с коррупцией. Говорят, Александр Трофимов даже дал указание руководству УБЭПиПК и следственным подразделениям не выявлять и не возбуждать уголовные дела, связанные с вымогательством и дачей взяток. Это сделано, чтобы подпортить прокурору статистику по раскрытию преступлений коррупционной направленности, за что руководство надзорного ведомства ответственно в гораздо большей степени, чем полиция.

Федеральное руководство МВД также имеет ряд претензий к деятельности Александра Трофимова. В частности, генерал-лейтенант не подчинялся приказам министра внутренних дел России Владимира Колокольцева об увольнении ряда высокопоставленных сотрудников полиции, запятнавших честь мундира. Просто эти люди являлись приближенными главы ингушской полиции. Речь идет, в частности, о бывшем руководителе отдела полиции по городу Карабулаку Ахмеде Ужахове и экс-начальнике республиканского ГИБДД Алаудине Накастхоеве. Эти сотрудники органов пользовались покровительством непосредственного начальника, хотя их работа получила негативную оценку федерального руководства.

Кроме того, жители Ингушетии не раз протестовали против коррупции в правоохранительных структурах республики, жаловались на полицейский произвол, вымогательство взяток и пытки задержанных.

Разбойники в погонах

Пресс-служба республиканского управления Следственного комитета РФ опубликовала сообщение о том, что бывшему начальнику Центра по противодействию экстремизму ингушского МВД Тимуру Хамхоеву предъявлено обвинение в совершении сразу нескольких преступлений.

В частности, высокопоставленному сотруднику полиции и одному из оперативников, работавших под его началом, инкриминируют п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, с применением насилия). Кроме того, люди, чьим профессиональным долгом являются борьба с экстремизмом и поддержание правопорядка, обвиняются в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 163 УК РФ (вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору).

Начальник ЦПЭ МВД Ингушетии Тимур Хамхоев

Именно этот скандал в полицейском ведомстве Ингушетии, как ожидается, и станет той последней каплей, которая приведет к отставке министра Александра Трофимова. Ведь, согласно принятым в МВД России директивам, за правонарушения, совершенные сотрудником правоохранительных органов, его непосредственный начальник неизбежно несет дисциплинарную ответственность. Если же речь идет о тяжких уголовных преступлениях – как в случае с Тимуром Хамхоевым – отставка генерал-лейтенанта Александра Трофимова становится практически неизбежной.

Что же такого натворил бывший начальник ЦПЭ МВД Ингушетии? Как пишет «Новая газета», 15 июля 2016 года в ходе допроса в здании Центра «Э» умер местный житель Магомед Далиев. Мужчину задержали по подозрению в ограблении банка, произошедшего несколькими днями ранее в городе Сунжа. Дело было резонансным: ограблено отделение «Россельхозбанка», добыча преступников составила 12 миллионов рублей.

Официальная причина смерти Далиева – инфаркт, хотя его родственники предполагают, что 50-летний мужчина умер, не выдержав побоев и пыток электрическим током. Жена Магомеда – Марем Точиева – весь день провела в здании ЦПЭ. Полицейские пытались заставить женщину признаться, что именно она на пару с мужем ограбила банк.

Как впоследствии рассказывала Точиева, борцы с экстремизмом посадили ее на стул, руки обмотали скотчем. Били по голове чем-то тяжелым. Надевали провода на пальцы рук и пускали ток. Требовали признания. Затем сняли гольфы, босоножки и прицепили провода к ногам женщины. Электрические разряды стали еще сильнее, параллельно женщину били по голове и лицу, а к ее животу приставляли электрошокер.

Впрочем, Марем Точиева осталась в живых, в отличие от ее супруга Магомеда Далиева.

Кроме того, следственными органами установлена причастность бывшего начальника ЦПЭ МВД Ингушетии Тимура Хамхоева и оперуполномоченного данного подразделения к преступлению, совершенному 9 ноября 2016 года в городе Карабулаке. Вооруженные лица, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, совершили разбойное нападение на гражданина Азербайджана и завладели его автомобилем «Audi-А6», а также мобильным телефоном. После чего пострадавшего освободили, потребовав у него 800 тысяч рублей за возврат имущества. По указанию сотрудников полиции, мужчина должен был выплатить им деньги в течение месяца.

Жители Ингушетии, правозащитники и общественные деятели не раз указывали руководству республиканского МВД на многочисленные правонарушения и преступления, совершаемые сотрудниками Центра «Э» и его руководителем, но Александр Трофимов ничего не предпринимал. Складывается ощущение, что генерал-лейтенант просто получал свою долю от незаконной прибыли полицейских, занимавшихся разбоем и вымогательством.

Приказал не бороться с коррупцией

Разумеется, подобная деятельность ингушской полиции вызвала множество обоснованных вопросов у республиканской прокуратуры. Региональные СМИ не раз указывали на то, что между Александром Трофимовым и главой надзорного ведомства Петром Николаевым разгорелся непримиримый конфликт.

Прокурор Ингушетии Петр Николаев

Причин для недовольства работой ингушского МВД у прокурора было предостаточно. О том, что местная полиция «зарабатывает», наезжая на бизнесменов и вымогая у них деньги, знают практически все. Особенно в этом деле преуспели сотрудники республиканского Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции. Говорят, что данный теневой бизнес УБЭПиПК курирует лично Александр Трофимов.

Еще одной незаконной статьей доходов предприимчивого министра являются средства, выделяемые из бюджета на техническое обслуживание ведомственного автотранспорта. Рядовые сотрудники вынуждены ремонтировать служебные автомашины на свои средства, ведь они прекрасно понимают, что предназначенные на это деньги все равно осядут в генеральских карманах. СМИ не случайно называют Центр хозяйственного обеспечения МВД Ингушетии «личной кормушкой» Александра Трофимова.

Противостояние между министром и прокурором Ингушетии в последнее время дошло до абсурда. Говорят, что генерал-лейтенант решил… не бороться с коррупцией, чтобы испортить надзорному ведомству статистику по этому направлению деятельности. Александр Трофимов якобы дал указание руководству УБЭПиПК и следственным подразделениям ведомства не выявлять и не возбуждать уголовные дела, связанные с вымогательством и дачей взяток. Это было сделано, чтобы в глазах федерального руководства выставить прокуратуру республики, ответственную за противодействие коррупции, неспособной решить эту государственно важную задачу.

А сотрудников полиции, расследовавших факты коррупции среди высокопоставленных чиновников Ингушетии, Александр Трофимов просто увольнял из органов. Проявляя удивительную лояльность к одним подчиненным, других министр легко и быстро оставляет без работы. За последние несколько лет около ста уволенных сотрудников обратились в судебные инстанции, где выиграли тяжбы. Но Александр Трофимов не исполнил ни одного решения о восстановлении полицейских на прежнем месте работы. Разумеется, такое безразличное отношение министра к судебным постановлениям также привлекло внимание республиканской прокуратуры, как и многие другие правонарушения, допущенные главой ингушской полиции.

Приближенные министра

Примером неоднозначной кадровой политики Александра Трофимова может послужить история с увольнением начальника республиканского управления ГИБДД Алаудина Накастхоева. Этот силовик, приближенный к генерал-лейтенанту, продолжал свою работу, несмотря на приказ об его отставке, подписанный министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым.

По информации интернет-ресурса «Наша версия на Северном Кавказе», еще в 2014 году СУ СК России по Ингушетии возбудило уголовное дело против Алаудина Накастхоева. Его заподозрили в совершении преступлений по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и части 1 статьи 292 УК РФ (служебный подлог). Представители следственных органов выяснили, что сотрудники республиканского ГИБДД незаконно ставили на учет транспортные средства, которые не были должным образом оформлены на таможне. Это ощутимо ударило по федеральному бюджету. Якобы махинации проходили под непосредственным руководством Накастхоева. Однако в тот раз высокопоставленный силовик остался при должности, несмотря на подмоченную репутацию.

Бывший начальник ГИБДД Ингушетии Алаудин Накастхоев

Хотя Владимир Колокольцев еще 9 сентября 2016 года подписал приказ об отставке главы ингушского ГИБДД, Александр Трофимов освободил подчиненного от занимаемой должности только с 18 октября. Видимо, более месяца понадобилось Алаудину Накастхоеву на то, чтобы как следует «подчистить хвосты» за собой.

Еще один громкий скандал, связанный с удивительно лояльным отношением министра к правонарушителю в погонах, разгорелся в прошлом году. Речь идет о бывшем главе полиции города Карабулака Ахмеде Ужахове, который является другом Александра Трофимова. Они – однокурсники по учебе в Академии управления МВД России.

Как выяснили сотрудники Управления собственной безопасности республиканской полиции, еще в 2001 году Ахмед Ужахов нелегально оформил инвалидность 2-й группы, что позволило ему одновременно получать пенсию и проходить службу в органах внутренних дел. После выявления данного факта врио начальника полиции города Карабулака написал заявление об отказе от пенсии по вымышленной инвалидности. Таким образом, он незаконно получал деньги с 2001 по 2012 годы.

Кроме того, в ходе проверки, организованной УСБ МВД Ингушетии, были обнаружены еще несколько фактов грубых нарушений закона, допущенных Ахмедом Ужаховым, в том числе подделка им личного дела, использование служебного автотранспорта не по назначению и т. д. Обо всем этом полицейские доложили министру еще в 2012 году, но тот быстро замял дело. Александр Трофимов всегда смотрел сквозь пальцы на правонарушения своего однокурсника. Так сотрудники полиции еще раз убедились в том, что друзьям министра закон не писан.

И только в 2015 году, когда информация дошла до Владимира Колокольцева, Ахмед Ужахов все-таки был отправлен в отставку.

Доверие жителей Ингушетии к представителям силовых структур сильно подорвано, в том числе и в результате деятельности Александра Трофимова. Возможно, в последние годы в республике действительно снизился уровень террористической угрозы, но едва ли это является результатом эффективной работы генерал-лейтенанта. А вот то, что он буквально «завалил» все остальные направления деятельности ведомства, превратив республиканскую полицию в преступную группировку, говорит само за себя.Преступная Россия/
teref.az












Teref.info © 2015
E-mail: [email protected]            Telefon: 051 933 93 21            Baş redaktor: Nurəddin (Xoca) İsmayılov
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə müvafiq keçidin qoyulması mütləqdir.