Интересная история Павла Пинигина — последнего олимпийского чемпиона [по вольной борьбе] из Якутии.
Dünən, 16:04

Родился герой моего текста в большой семье. Его отец был учителем географии, а мать умерла, когда Павлу было всего семь лет. Глава семьи Пинигиных прошел войну снайпером. Был он суровым человеком и не давал своим детям бездельничать: брал их на охоту и в походы, учил косить сено. В общем, старался растить достойных людей.
Пинигин пришёл в секцию борьбы, когда ему было 11 лет. Его путь — не история о быстрых победах и легком триумфе. Прежде чем достичь заветных высот, пришлось преодолеть настоящий марафон. Первое время Павел занимался под руководством известного Дмитрия Коркина, который научил его азам борьбы. Когда пришло время поступать в университет, Коркин настоял на том, чтобы его подопечный ехал в Киев за хорошим образованим.
Пинигин спорить не стал и уехал, но борьбу не бросил — в Киеве наш герой отыскал зал и пришел, чтобы записаться к новому тренеру, к Георгию Буракову. Стоит сказать, что Павел был очень худым. Товарищ Буракова, не стесняясь, заявил: "Ну, и набор у вас в этом году слабый! На что ты рассчитываешь с этим парнем? Он выше головы не прыгнет..."
Бураков не стал воспринимать высказывание надменного товарища всерьез. Вместо этого он заговорил с Пинигиным и у них состоялся интересный диалог:
Пинигин: Я ничего не выигрывал. Хочу...
Бураков: Чего хочешь?
Пинигин: Выигрывать.
Люди в зале рассмеялись, но юный якут молча ждал ответа тренера. Его лицо оставалось хладнокровным, несмотря на издевки окружающих. В тот момент Бураков увидел в нем нечто такое, что было скрыто от других. В общем, он решил взять Павла под свое крыло.
Воспоминания Буракова: "Я не могу этого толком объяснить. Хорошо помню, что над ним смеялось два десятка его ровесников, а он ни словечка. Вы могли бы так в 17 лет? И я бы не смог: расплакался бы, стал огрызаться, сквозь пол провалился бы. А он стоял и молчал... Наверное, именно этим и покорил меня..."
Пинигин со старта погрузился в работу. Он даже завел тетрадь, куда выписывал заметки о борьбе: какой прием следует проводить в тот или иной момент схватки, чем можно удивить незнакомого противника, как продолжать активную борьбу, когда иссякают силы, и тому подобное.
Самое интересное, что вместе с Павлом к Буракову пришли Рукавишников, Петренко и Ноговицын. Все трое быстро начали давать результат, выигрывая разные турниры. Один только Пинигин не мог ничего выиграть, плелся в самом конце.
Воспоминания Буракова: "Основательнее всех, объемнее всех работал именно Павел. Физически он уступал своим товарищам и потому тренировался втрое больше. А результаты еще долго не давали о себе знать. Ему все давалось очень нелегко. Он двигался вперед, я бы сказал, сантиметровыми шажками..."
Со временем результаты товарищей начали проседать, они уже не казались такими перспективными, как раньше. Пинигин же только начинал разгоняться. Было у него качество, которое на высоком уровне не заменить ничем — четкое следование плану на схватку, умение слышать своего тренера и реализовывать его советы.
Воспоминания Буракова: "Пинигин не просто боец, он абсолютно управляем в самых сложных ситуациях! Может падать от усталости, а скажешь ему: «атакуй» — атакует! Вы не тренер, вам трудно понять, какое это неоценимое качество..."
Любопытно, что первая значимая победа Павла состоялась в чужой весовой категории. Сам он весил около 68 кг, но на чемпионате Европы в 1975 его попросили выступить в 74 кг. Пинигин вышел в финал, где столкнулся с Адольфом Зегером, чей вес переваливал за 80 кг [немец много гонял]. Несмотря на разницу в габаритах, Павел обыграл его и, наконец, заявил о себе.
Через полгода Пинигин стал чемпионом мира, а через год выиграл Олимпийские игры. Кстати, в финале он боролся против фаворита турнира Лойда Кизера. Многие, в том числе граждане СССР, ставили на победу американца. Об этой схватке подробнее я уже писал ранее. Но якут размотал его в одни ворота.
Igorek Osetinskii
TEREF