Блестящая карьера вместо мук совести. Как сложилась судьба убийцы Пушкина.

15-07-2024, 07:04           
Блестящая карьера вместо мук совести.  Как сложилась судьба убийцы Пушкина.
Это продолжение истории.
Итак, дуэль состоялась. И её обстоятельства достаточно известны. Первым выстрелил Дантес и сразу же ранил Пушкина. Виконт д’Аршиак в письме к князю Вяземскому позже напишет так: «Раненый Пушкин упал лицом к земле на шинель, которая была вместо барьера, и оставался без движения. Но когда секунданты приблизились, он, до половины приподнявшись, сказал: «Погодите». Оружие, которое он имел в руке, было покрыто снегом, и потому он взял другое. Я бы мог на это сделать возражение, но знак барона Геккерена меня остановил. Пушкин, опершись левою рукою в землю, прицелился твёрдою рукою и выстрелил, оставаясь неподвижным. После выстрела барон Геккерен был ранен и также упал».

Как видим, за Пушкиным оставалось право выстрела, и он раздробил пулей Дантесу правую руку «ниже локтевого состава на четыре поперечных перста». Рана оказалась тяжёлой, и всю остальную жизнь Дантес доживал с искалеченной рукой.

Командующий отдельным гвардейским корпусом генерал-адъютант К.Бистром, получив сведения об этой дуэли, предписал предать Дантеса военному суду. А потом он донёс обо всём императору, и тот повелел «судить военным судом как Геккерена и Пушкина, так равно и всех прикосновенных к сему делу».

Во исполнение сей высочайшей воли военный суд приговорил Дантеса и пушкинского секунданта Данзаса к смертной казни, но потом первого разжаловали в рядовые. Царь при этом написал: «Рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты».
Дантеса же, принимая во внимание его боевые заслуги, просто продержали под арестом два месяца, после чего вернули на службу. Что касается камер-юнкера Пушкина, то его преступный поступок по случаю смерти было решено предать забвению.

Александр Сергеевич был смертельно ранен в верхнюю часть бедра, причём пуля, пробив кость, глубоко засела у него в животе. Два дня он боролся со смертью в ужасных мучениях и 10 февраля скончался в своей квартире на Мойке. За несколько часов до смерти поэт надиктовал прощальную записку Дантесу, переданную через слуг: «Я вас прощаю. У меня раздроблено бедро. Передайте Екатерине, что она тоже помилована».

Первые годы после отъезда из России Дантес вместе с женой жил в Сульсе, в доме родного отца. В 1842 году, пять лет пробывший в опале, барон Геккерн был аккредитован при венском дворе. Он был холодно принят венским обществом (австрийское правительство в то время возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была дружна с Пушкиным, также в Вене в то время проживали свидетели петербургских событий). Тем не менее, спустя несколько лет Дантесу всё же удалось построить карьеру: он был избран председателем Генерального совета и мэром Сульса. А в мае 1852 года будущий император Наполеон III, готовивший государственный переворот, послал Дантеса с неофициальным поручением к трём европейским монархам: российскому, австрийскому и прусскому. Дантес удачно выполнил возложенную на него миссию, и его встреча с Николаем I состоялась в Потсдаме. В благодарность за оказанные услуги Наполеон III, став императором, назначил Дантеса сенатором, что, помимо всего прочего, давало неплохое пожизненное содержание.

Любимая жена Дантеса, Екатерина, родила ему трёх прекрасных дочерей: Матильду-Евгению (в 1837 году), Берту-Жозефину (в 1839 году) и Леони-Шарлотту (в 1840 году). Но она понимала, что муж очень хочет мальчика. Внук Дантеса Луи Метман потом писал, что Екатерина, несмотря на то, что она сохранила православную веру, «ходила в католические соборы, посещала босиком местную часовню и на коленях просила Деву Марию о сыне». И наконец-то родила мальчика, Луи-Жозефа, однако сама вскоре умерла.
Произошло это в октябре 1843 года. Так, в 31 год Дантес остался вдовцом с четырьмя детьми на руках, и сам воспитал их, дав блестящее образование.
В августе 1863 года за заслуги перед страной Дантес получил звание офицера Почётного легиона, а через пять лет его повысили в звании до командора. Революцию 1870 года, упразднившую Вторую империю, Дантес встретил негативно и, уйдя со службы, вернулся к частной жизни.
Его внук Луи Метман (сын Матильды-Евгении, родившийся в 1862 году) писал о нём так: «Горе деда было очень глубоким <…> Воспоминания о жене, которую он любил, не покидали его никогда. И в прекрасном положении, в котором он потом оказался, он всегда отказывался жениться ещё раз».

А вот ещё одно свидетельство внука: «Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей блестящей политической карьерой, что, не будь этого несчастного поединка, его ждало бы незавидное будущее командира полка где-нибудь в русской провинции с большой семьёй и недостаточными средствами».

Жорж-Шарль Дантес прожил до глубокой старости и при жизни остался фактически безнаказанным за убийство великого русского поэта. Но после смерти его настигла своеобразная месть: несмотря на карьерные успехи, даже за границей, Дантес остался в памяти главным образом как «убийца Пушкина». Одна из дочерей стала страстной поклонницей Александра Сергеевича и возненавидела отца за убийство дяди. Однажды она в гневе назвала его убийцей поэта и с тех пор не сказала отцу ни слова. Рассказывали, что комната её была обращена в молельню: перед аналоем висел большой портрет Пушкина, перед которым она молилась, и на стенах были другие его портреты...

Писатель Поль Эрвье часто видел престарелого Дантеса в последние годы его жизни и описал это так: «В течение нескольких лет, каждый вечер около шести часов, я видел как по салонам Клуба, куда я приходил читать газеты, проходил похожий на бобыля высокий старец, обладавший великолепной выправкой....Единственное, что я знал про него, так это то, что за шесть десятков лет до того — да, в таком вот дальнем прошлом! — он убил на дуэли Пушкина. Я лицезрел его крепкую наружность, его стариковский шаг… и говорил себе: «Вот тот, кто принёс смерть Пушкину, а Пушкин даровал ему бессмертие, точно также как Эфесский храм — человеку, который его сжёг»...

Жорж-Шарль Дантес умер в ноябре 1895 года в возрасте 83 лет, в семейном имении Сульц в Эльзасе. Там он и похоронен – на родовом участке местного кладбища рядом со своими детьми, внуками, женой и приёмным отцом бароном Луи де Геккереном.
Темури С.
TEREF












Teref.info © 2015
E-mail: n_alp@mail.ru            Telefon: 051 933 93 21            Baş redaktor: Nurəddin (Xoca) İsmayılov
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə müvafiq keçidin qoyulması mütləqdir.