Блестящая карьера вместо мук совести. Как сложилась судьба убийцы Пушкина.

15-07-2024, 07:04           
Блестящая карьера вместо мук совести.  Как сложилась судьба убийцы Пушкина.
Это продолжение истории.
Итак, дуэль состоялась. И её обстоятельства достаточно известны. Первым выстрелил Дантес и сразу же ранил Пушкина. Виконт д’Аршиак в письме к князю Вяземскому позже напишет так: «Раненый Пушкин упал лицом к земле на шинель, которая была вместо барьера, и оставался без движения. Но когда секунданты приблизились, он, до половины приподнявшись, сказал: «Погодите». Оружие, которое он имел в руке, было покрыто снегом, и потому он взял другое. Я бы мог на это сделать возражение, но знак барона Геккерена меня остановил. Пушкин, опершись левою рукою в землю, прицелился твёрдою рукою и выстрелил, оставаясь неподвижным. После выстрела барон Геккерен был ранен и также упал».

Как видим, за Пушкиным оставалось право выстрела, и он раздробил пулей Дантесу правую руку «ниже локтевого состава на четыре поперечных перста». Рана оказалась тяжёлой, и всю остальную жизнь Дантес доживал с искалеченной рукой.

Командующий отдельным гвардейским корпусом генерал-адъютант К.Бистром, получив сведения об этой дуэли, предписал предать Дантеса военному суду. А потом он донёс обо всём императору, и тот повелел «судить военным судом как Геккерена и Пушкина, так равно и всех прикосновенных к сему делу».

Во исполнение сей высочайшей воли военный суд приговорил Дантеса и пушкинского секунданта Данзаса к смертной казни, но потом первого разжаловали в рядовые. Царь при этом написал: «Рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты».
Дантеса же, принимая во внимание его боевые заслуги, просто продержали под арестом два месяца, после чего вернули на службу. Что касается камер-юнкера Пушкина, то его преступный поступок по случаю смерти было решено предать забвению.

Александр Сергеевич был смертельно ранен в верхнюю часть бедра, причём пуля, пробив кость, глубоко засела у него в животе. Два дня он боролся со смертью в ужасных мучениях и 10 февраля скончался в своей квартире на Мойке. За несколько часов до смерти поэт надиктовал прощальную записку Дантесу, переданную через слуг: «Я вас прощаю. У меня раздроблено бедро. Передайте Екатерине, что она тоже помилована».

Первые годы после отъезда из России Дантес вместе с женой жил в Сульсе, в доме родного отца. В 1842 году, пять лет пробывший в опале, барон Геккерн был аккредитован при венском дворе. Он был холодно принят венским обществом (австрийское правительство в то время возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была дружна с Пушкиным, также в Вене в то время проживали свидетели петербургских событий). Тем не менее, спустя несколько лет Дантесу всё же удалось построить карьеру: он был избран председателем Генерального совета и мэром Сульса. А в мае 1852 года будущий император Наполеон III, готовивший государственный переворот, послал Дантеса с неофициальным поручением к трём европейским монархам: российскому, австрийскому и прусскому. Дантес удачно выполнил возложенную на него миссию, и его встреча с Николаем I состоялась в Потсдаме. В благодарность за оказанные услуги Наполеон III, став императором, назначил Дантеса сенатором, что, помимо всего прочего, давало неплохое пожизненное содержание.

Любимая жена Дантеса, Екатерина, родила ему трёх прекрасных дочерей: Матильду-Евгению (в 1837 году), Берту-Жозефину (в 1839 году) и Леони-Шарлотту (в 1840 году). Но она понимала, что муж очень хочет мальчика. Внук Дантеса Луи Метман потом писал, что Екатерина, несмотря на то, что она сохранила православную веру, «ходила в католические соборы, посещала босиком местную часовню и на коленях просила Деву Марию о сыне». И наконец-то родила мальчика, Луи-Жозефа, однако сама вскоре умерла.
Произошло это в октябре 1843 года. Так, в 31 год Дантес остался вдовцом с четырьмя детьми на руках, и сам воспитал их, дав блестящее образование.
В августе 1863 года за заслуги перед страной Дантес получил звание офицера Почётного легиона, а через пять лет его повысили в звании до командора. Революцию 1870 года, упразднившую Вторую империю, Дантес встретил негативно и, уйдя со службы, вернулся к частной жизни.
Его внук Луи Метман (сын Матильды-Евгении, родившийся в 1862 году) писал о нём так: «Горе деда было очень глубоким <…> Воспоминания о жене, которую он любил, не покидали его никогда. И в прекрасном положении, в котором он потом оказался, он всегда отказывался жениться ещё раз».

А вот ещё одно свидетельство внука: «Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей блестящей политической карьерой, что, не будь этого несчастного поединка, его ждало бы незавидное будущее командира полка где-нибудь в русской провинции с большой семьёй и недостаточными средствами».

Жорж-Шарль Дантес прожил до глубокой старости и при жизни остался фактически безнаказанным за убийство великого русского поэта. Но после смерти его настигла своеобразная месть: несмотря на карьерные успехи, даже за границей, Дантес остался в памяти главным образом как «убийца Пушкина». Одна из дочерей стала страстной поклонницей Александра Сергеевича и возненавидела отца за убийство дяди. Однажды она в гневе назвала его убийцей поэта и с тех пор не сказала отцу ни слова. Рассказывали, что комната её была обращена в молельню: перед аналоем висел большой портрет Пушкина, перед которым она молилась, и на стенах были другие его портреты...

Писатель Поль Эрвье часто видел престарелого Дантеса в последние годы его жизни и описал это так: «В течение нескольких лет, каждый вечер около шести часов, я видел как по салонам Клуба, куда я приходил читать газеты, проходил похожий на бобыля высокий старец, обладавший великолепной выправкой....Единственное, что я знал про него, так это то, что за шесть десятков лет до того — да, в таком вот дальнем прошлом! — он убил на дуэли Пушкина. Я лицезрел его крепкую наружность, его стариковский шаг… и говорил себе: «Вот тот, кто принёс смерть Пушкину, а Пушкин даровал ему бессмертие, точно также как Эфесский храм — человеку, который его сжёг»...

Жорж-Шарль Дантес умер в ноябре 1895 года в возрасте 83 лет, в семейном имении Сульц в Эльзасе. Там он и похоронен – на родовом участке местного кладбища рядом со своими детьми, внуками, женой и приёмным отцом бароном Луи де Геккереном.
Темури С.
TEREF












Teref.az © 2015
TEREF - XOCANIN BLOQU günün siyasi və sosial hadisələrinə münasibət bildirən bir şəxsi BLOQDUR. Heç bir MEDİA statusuna və jurnalist hüquqlarına iddialı olmayan ictimai fəal olaraq hadisələrə şəxsi münasibətimizi bildirərərkən, sosial media məlumatlarındanda istifadə edirik! Nurəddin Xoca
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə müvafiq keçidin qoyulması mütləqdir.
E-mail: n_alp@mail.ru