Печенеги. Тайна происхождения и поиски новых территорий одного из необычных союзов тюркских племён
Dünən, 16:04
Часть I. Печенежские набеги: загадка страны Канцзюй, упомянутой в «Авесте» и «Махабхарате»
Одним из интереснейших аспектов истории западноевразийских степей является история миграций кочевников. До сих пор этой теме уделяли недостаточно внимания из-за фрагментарности и противоречивости сведений источников. Однако и на этом поле исследований есть свои наработки. Так, миграциям кочевников евразийской степи в IX-XI веках была посвящена статья О. Прицака, изданная в 1967 году. П. Голден в 1972 году подготовил статью, посвящённую миграции огузов.
С. Кляшторный в 2005 году подготовил статью, посвящённую миграции кыпчакских племён. Ещё раньше этот вопрос поднял Д. Расовский. Переселение же венгров исследовано в огромном количестве научных работ. Однако, до сих пор неким белым пятном является история печенегов и их миграции. Непосредственно печенежской истории посвящены статьи О. Прицака и Э. Трыярски, книги А.-Н. Курата, П. Диакону, Ф. Ено. Вопрос печенежских миграцией был затронут Д. Аникеевым, однако им не были разобраны сами миграции, а только сведения арабских хронистов о печенегах, где о миграциях было сказано только у ал-Масуди. Необходимо выяснить хронологию и локализацию территории расселения печенегов в разные исторические эпохи.
***
Канцзюй и этногенез печенегов
Страна Канцзюй известна как Кангха в «Авесте» и Канка в «Махабхарате». Кстати, нужно отметить, что население Канцюя индийцы называли канками. Канк же по-тохарски означал камень. В среду канцзюйцев и сарматских племён Центральной Азии в Поздней Античности и Раннем Средневековье начали проникать тюркские элементы. В любом случае на протяжении VI-VII веков происходил процесс становления печенежского этноса. Время IV-VI веков был временем нестабильности в степях. Приск Панийский упоминал, что на акациров напали сарагуры, уроги, оногуры, которых потеснили сабиры, а тех в свою очередь изгнали абары. Огурские племена сарагуров, урогов, оногуров сместились в Европу, а их место заняли сабиры, которые начинают фиксироваться в степях Северного Кавказа в VI веке. В «Вэй-шу» отмечалось, что на владение Судэ нападали сюнну.
В «Бей-ши» упомянут целый ряд новых владений – Судэ, Юэбань, Чжэшэ, Полона, Тухоло (Тохаристан), Яда (встречаются варианты яда, ядайилито, ида, итянь, то есть эфталиты). В этой же хронике сказано, что на Кидару (Цидоло) напали сюнну и что он был вынужден был мигрировать и создал государство Малое Юэчжи. Это владение соответствует гуннам-кидаритам у Приска Панийского. По нашему мнению, давление на Большое Юэчжи могло оказать владение Юэбань. В «Бэй-ши» описан конфликт Юэбань с жуаньжуанями, что характеризирует население этого владения как воинственных людей. По мнению С. Боталова, предки европейских гуннов были соседями аланов восточноевропейских степей на протяжении II-IV веков. До исхода гуннов на Запад регион каспийско-аральских степей не был слабозаселённым. Смешение аланов и гуннов породило турбаслинcкую и джетыасарскую археологические культуры.
***
Челябинский археолог относил к азиатским гуннам хионитов и эфталитов, а переселение огурских племён связал с давлением на племена теле со стороны жужаней. По нашему мнению, сведения письменных источников не позволяют относить хионитов и эфталитов к гуннам, но связь племён огуров с теле вполне возможна. А. Рона-Таш отмечал, что после того, как гунны двинулись на запад, а вар и хиониты двинулись к границам Персии, район современных казахских степей должны были занять огуры. По мнению венгерского учёного, в китайских источниках правящие племена жуаньжуаней назывались Юджилу. Этот этноним исследователь переводил как югюры. Около 450 года жуаньжуанский каган нанёс поражение огурам. Савиры в союзе с аварами вынудили огуров переселиться в 60-х годах V века и в 463 году огуры вышли в Волго-Донский регион. Около 505 года савиры получили гегемонию в поволжских степях.
Возможно абары (авары) были жуаньжуанями, которые после падения своего каганата мигрировали на запад и, потом стали известны как авары. Жуаньжуань – это азиатские авары. До их переселения в Европу, по данным Захария Ритора, на север от Дербента жили такие племена: бургар (булгары), алан (аланы), абдел и эфталиты (эфталиты), аунагур (оногур), аугар (огур), сабир (сабиры), куртагар (кутругуры), хасар (хазары), сиругур (шары-огур, шара-огур), абар (возможно авары-жуаньжуани), баграсик, кулас. При этом нужно отметить, что племена абдел и эфталитов жили значительно восточнее, как, впрочем, и абары. К огурам в узком смысле этого слова должны были принадлежать оногуры, кутругуры, утигуры (вероятна форма отур-огур), сарагуры.
Ю. Джафаров указывал, что гуннский племенной союз составляло много племён. Это четыре группы племён. Первая с окончаниями на гур (огур) – битугур, кутригур, сарагур, оногур, огур, тунгур, утригур. Вторая группа племён с окончаниями на дзур (чур) – алппилдзур (алпилчур), ультинзур (ультинчур). Третья группа с окончаниями на гир – альтзиагир, ангизгир. Четвёртая группа без характерных окончаний – акацир, бардор. При этом, он локализовал огурские племена не совсем в Центральной (Средней) Азии. Учёный отождествляет оногуров с племенным союзом хайландуров. Если к этому добавить, что гунны жили в Паннонии, а акациры в Припонтийской Скифии (Северном Причерноморье), то получается, что сарагуры, оногуры, уроги кочевали в V веке в степях Северного Кавказа. При этом эти племена отправляли посольства к ромеям и нападали на персов, что в целом согласуется с их северокавказской локализацией. Следовательно, сабиры жили ближе к Европе.
***
Из хроники Приска Панийского мы узнаём, что сабиры подвинули племена сарагуров, оногуров и урогов в 466 году. Активность же сабиров на Южном Кавказе датируется началом VI века. Прокопий Кесарийский же пишет о племенах кутригуров и утигуров, которые были неизвестны Прииску Панийского. Византийский историк связывал их с гуннами, как, впрочем, и сабиров. Исходной территорией миграции сабиров, кутригуров и утигуров была Центральная Азия, а давление на них должны были оказать жуаньжуани, которые в то же время воевали с Юэбань. Поскольку Юэбань не упоминается при описании событий после 440 года, то возможно связать переселение с крахом этого государства, который, возможно, связан с войной жуаньжуаней против Юэбань.
Ко времени Прокопия Кесарийского кутригуры уже жили на запад от Дона, а утигуры на восток от него. Оногуры были названы в «Армянской географии» огхондор-блкар и, вероятно, были вытеснены в район Эргеней вышеназванными племенами. В прикаспийских степях до тюркютов доминировали именно сабиры. Вероятно, во второй половине V века из Центральной Азии пришла вторая волна огурских племён. Д. Синор относил сабиров к огурам. Завоевания тюркютов вынудили часть сабиров поселиться на берегах Куры около Шамхора. Эта их группа в армянских источниках называлась севордик, в арабских – сийавурдийа, а Константин Багрянородный указывал, что около Персии поселились саварты-асфалы.
***
Подчинившие пять царств
Необходимо отметить, что в китайском документе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» сказано, что в княжестве Канн, то есть Канцзюй, есть лошади даванской породы. Характерно, что и в «Тан шу» Кан отождествляется с Канцзюем. В «Тан-шу» правитель Кана считался потомком династии Большого Юэчжи. Также в поздних китайских хрониках Кан и Канцзюй фактически отождествляются. В более ранней «Суйшу» сказано, что династия правителей Кана происходит от династии Канцзюя Чжаову. Население в этом владении было европеоидного облика. Также упомянуты родственные связи этой династии с Большим Юэчжи. Указано, что правителю Кана покорились владения Ми, Ши, Цао, Хэ, Малый Ань, Нашебо, Унагэ, Му. Владения Ми, Ши, Цао, Хэ, Унагэ названы давними канцзюйскими землями. У правителей всех этих владений, кроме Цао, правитель назывался Чжаову и, считался происходившим из династии правителя Кана. В более ранних хрониках указаны вассалы Канцзюя.
Канцзюй было одним из великих государств Центральной Азии, ему подчинялись пять малых царств (Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юегяе), а племена Янь (лесного Приуралья) платили дань пушниной. Т. Габуев локализировал владение Сусе (более позднее Шы) на Кашкадарье, Фуму (более позднее Хэ) в Кушании в Зеравшане, Юйни (более позднее Ши) в Чаче, Ги (более позднее Ань) в Бухаре. В. Бартольд отождествлял Сусе с Шахрисябзом, Фуму – с Кушанией, Юни – с Ташкентом, Ги – с Бухарой, Юегянь – с северной частью Хорезма. А. Бернштам локализировал Сусе в Отрарском оазисе, Фуму – на Кувадарье и Жаныдарье, Юни – в Ташкентском оазисе, Ги – в низовьях Сырдарьи, Юегянь – в Хорезме. С. Толстов локализовал Сусе в области Кеш, Фуму – в Кушании, Юни – в Шаше, Ги – в Бухаре, Юегянь – в Хорезме. Л. Пугаченкова считала Юни Шашем, Юегань – Хорезмом, Фуму – регионом Мианкаля. Исследовательница считала эти владения завоёванными Канцзюем, однако, вполне автономными.
***
При этом возникает вопрос, можно ли считать кенгересов-печенегов прямыми наследниками древнего Канцзюя, поскольку не кочевники Центральной Азии, а согдийцы, живущие в нескольких городах, отождествлялись китайскими танскими хронистами с Канцзюем. Казалось бы, проблему разрешают сведения о Чжэшэ, которое обозначали как бывшее Канцзюй. Однако в «Хоу Ханьшу» нет обычной для более ранних китайских хроник главы о Канцзюе. В более ранней хронике указывалось, что канцзюйцы, которым приписывали войско из 90 тысяч вооружённых всадников, не могли ничего поделать с 3 тысячами воинов Чжичжи-шаньюя. В 78 году н.э. они были союзниками Бань Чао, а в 85 году оказали помощь кашгарцам.
Роль канцзюйцев в политике региона в I веке до н.э. – I веке н.э. была достаточно скромной. Сведения позднего китайского (эпохи империи Цин) «Шофан байчен» о событиях в Канцзюе в III-IV веках вряд ли дают возможность реально реконструировать его историю. Кроме того, сведения о христианстве как о религии Канцзюя, сводит к минимуму ценность сведений этого источника о Канцзюе. Куда более надёжны сведения «Вэй люэ» и «Цзинь шу». По сведениям «Вэй люэ» в III веке н.э. от Канцзюя отпали Янь и Яньцай. По сведениям «Цзинь шу», от Канцзюя отпало владение Суи. Таким образом, окончательный упадок владения Канцзюй относился к III веку н.э.
***
Кан и его владения
Необходимо ещё учитывать и инерцию традиции в китайских хрониках. В хрониках «Хоу Хань шу» и «Бей-ши» упоминается Аньси (на древнекитайском Ansek, отображает наименование династии Аршакидов), которое обозначало Парфянское царство. В «Бэй-ши» Аньси отождествлялась с Парфией. Сказано также, что владения Унагэ и Му – это древние аньсийские земли. В «Бэй-ши» и «Суй-шу» с Аньси связано владение Ань. Кроме того, нужно упомянуть, что у Кана как наследника Канцзюя упомянуто несколько вассальных царств. В «Суйшу» сказано, что династия правителей Кана происходит от династии Канцзюя Чжаову. Чжаову, вероятно, искажённый титул ябгу, впервые использованный юэчжами. Упомянуты также родственные связи династии Кана с Большим Юэчжи.
Указано, что правителю Кана покорились владения Ми, Ши, Цао, Хэ, Малый Ань, Нашебо, Унагэ, Му. Владения Ми, Ши, Цао, Хэ, Унагэ названы давними канцзюйскими землями. У правителей всех этих владений, кроме Цао, правитель назывался Чжаову и происходил из династии правителя Кан. В Цао правителем был наместник из Кана. Династия владения Ань была из одного рода с династией Кана.
В «Суй-шу» Канцзюй фактически отождествляется с Согдом и его государствами. В «Синь Тан шу» сказано о малых владениях Канцзюя (Ми, Ши, Цао, Хэ), в Кане же правила ветвь правящей династии Канцзюя и ей покорялись вышеназванные государств. По сведениям «Бэй-ши» же указано, что на территории Канцзюя образовались государства Чжэшэ, Кан, Цао. Кроме того, указано, что от владения Йеда зависели Аньси, Канцзюй, Хотан, Шалэ и тридцать других мелких владений. Аньси в данном контексте – это Ань (Бухара), а Канцзюй это Чжешэ. В «Тан шу» сказано, что Ибир Дулу хан завоевал Канцзюй в 641 году во время борьбы за власть в Западно-Тюркютском каганате. Канцзюй в данном случае – это Кан с его вассальными владениями, то есть большая часть Согда.
***
В «Вэй-шу» упомянуто, что владение Кан – это отрасль канцзюйского правящего дома и что от него зависят Шы, Хе, Ань. В «Цзинь шу» сообщалось, что Канцзюй – это земледельческое владение, и его столица находится в Сусе. В «Тан-шу» правитель Кана считается потомком династии Большого Юэчжи. Т. Габуев считает возможным правопреемственность Кана от Канцзюя, а также доминирование юэчжийской династии в Согде. Его гипотезу поддержал А. Скрипкин. Кроме того, в Согде зафиксированы поселения алан. В «Синь Тан Шу» резиденция правителя Ань (Бухары) находилась в городе Аланьми. Ал-Бируни указывал, что часть аланов некогда жила и у Хорезма, но вследствие потопа переселилась на берега Хазарского (Каспийского) моря. Эти сведения находят параллели у ал-Масуди, когда он повествовал об ал-арсийа. Переселившиеся в Хазарию аланы стали гвардией хазарских правителей. Вероятно, в эпоху «Великого переселения народов» часть центральноазиатских алан была вынуждена переселиться в Согд и Хорезм.
Очень часто в китайских хрониках, включая «Тамги лошадей из вассальных княжеств», Кан и Канцзюй фактически отождествляются. С этим отождествлением согласны А. Бернштам и М. Кюнер. Правители Кана регулярно отправляли в Китай посольства. Описание же Аньси китайцами после того, как Парфянское царство уже 200 лет как прекратило существование, ярко демонстрирует, что китайцы часто использовали для описания окружающего мира трафареты. В «Тан-шу», например, упомянуто Босы (Эраншахр Сасанидов), которое, как и Аньси, ко времени написания хроники прекратило существование. Кроме того, только в «Тан-шу» наименование Дацинь (Рим) сменяется на Фолинь (Византия). Трафареты были нужны для того, чтобы вписать новое царство в старую систему координат.
Предыдущую статью «История печенегов на территории Киевской Руси (к вопросу о современной историографии)» читать по ссылке:
https://www.facebook.com/ngsjournal/posts/pfbid0YQfGSGspsMkyyYSMAa8fP3xbKvj6rbL47yCAws26zQj18gdmaKxzgNFNKkjqbdeRl
Ярослав Пилипчук
TEREF