Исторические курьёзы. И.В. Сталин: « На вашем месте, господа, я бы радовался... а то от Берлина и до Парижа недалеко»
27-01-2024, 09:04

Тот самый, без какого-либо преувеличения и лишнего пафоса, легендарный генерал Александр Васильевич Горбатов, которого не сломали ни репрессии, ни пытки, ни Колымские лагеря, ни цинга и который закончил Вторую мировую в Берлине генерал-полковником, командующим 3-й армией и героем Советского Союза, в июне 1945 года был назначен на должность коменданта Берлина с советской стороны. То есть на должность исключительно ответственную, которая в то время предполагала максимальную дипломатичность и прозрачность в отношениях с союзниками.
Во время Второй мировой войны генерал Горбатов (про которого даже Сталин с уважительной иронией говорил, что — цитата: «Горбатова только могила исправит», перефразируя знаменитую русскую поговорку), стал едва ли не военной легендой, умело действуя во множестве ключевых для советской армии стратегических и тактических операций и упоминался в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего 16 (!!!) раз.
В наше время в подобное сложно поверить, но ещё в 16 лет, в 1907 году, в детском ещё, по сути, возрасте будущий генерал, Герой Советского Союза, кавалер американского ордена «Легион почёта» (который вручался правительством США военнослужащим дружественных государств включительно за особые заслуги в чрезвычайных обстоятельствах) и кавалер более трёх десятков орденов и медалей, дал клятву своему другу, что никогда в жизни не будет пить алкоголя, курить и сквернословить. Александр Горбатов сдержал своё слово и не пил, не курил и не сквернословил всю свою жизнь, несмотря на частые насмешки сослуживцев и даже прямые приказы начальства выпивать вместе с ними...
С именем генерала Горбатова связано немало историй и откровенных «мифов». И едва ли не все они относятся к исключительной честности и прямолинейности знаменитого военачальника, который никогда не преследовал личной выгоды, делил с солдатами все тяготы военной жизни и питался с ними буквально из одного котелка.
Одна из таких историй, связана с действиями генерала Горбатова во время его нахождения на должности коменданта Берлина.
...Боевые действия в Европе закончились совсем недавно, Советский Союз и Германия лежали в руинах, как и многие страны, которых коснулась война. Тем не менее, из Германии, как государства-виновника, развязавшего Вторую мировую войну, уже в то время в виде репараций вывозилось все, что только могло представлять ценность для победивших сторон. В том числе, и огромное количество трофейной техники. Как сказали бы в то тяжёлое время «для народного хозяйства».
Огромное количество техники переправляла через западную границу Германии и французская сторона, как страна сильно пострадавшая за несколько лет войны от оккупации Третьим Рейхом.
Видя, насколько много техники уходит в сторону Франции, генерал Горбатов, как комендант советской части Берлина, приказал также отправлять трофейную технику в Советский Союз для скорейшего восстановления того самого «народного хозяйства».
Качественная немецкая трофейная техника — грузовики, легковые машины, мотоциклы — после распоряжения генерала Горбатова буквально хлынула в Советский Союз нескончаемым потоком. Переправлялось же всё по понтонным переправам, которые были наведены ещё во время взятия столицы Германии в апреле-мае 1945 года.
Французы, обнаружив сколь много техники уходит в Советский Союз, обратились с дипломатической нотой — или иными словами с жалобой — к Советскому правительству и лично товарищу Сталину о том, что происходит (в тот момент, по договорённости между союзниками, трофейную технику можно было переправлять в свои страны в виде репараций только через стационарные пропускные пункты, включая и стационарные мосты через реки, но никак не «не учтённой» через временные понтонные переправы).
Якобы Сталин, получив ту самую «ноту протеста» со стороны французкого правительства и зная о принципиальной честности Горбатова, а также о том, что тот всегда действовал в интересах своей страны и никогда не преследовал личной корысти, ответил с типичным «сталинским юмором», когда было неясно, где могла закончится шутка и начаться «суровая реальность»:
- Я бы хотел помочь нашим французским союзникам, но вы сами видите, что дальше Колымы я Горбатова не пошлю, а там он уже побывал.
И после небольшой паузы, значительно добавил:
- На вашем месте, господа дипломаты, я бы радовался, что генерал Горбатов наводит переправы на восток, к себе домой. В ином случае, как вы знаете не хуже меня, от Берлина и до Парижа недалеко...
Говорят, после сталинской реплики, чиновники французской стороны полностью отказались ото всех претензий к генерал-полковнику А.В. Горбатову.
В заключение же (с лёгкой и несколько грустной иронией) стоит добавить, что этот очерк включён в сборник, не более, как интересный курьёз, связанный с сильной, честной и не коррумпированной личностью в истории страны... и никак не для того, чтобы «порадовать» отечественных «квасных патриотов с пакетным мышлением» и высшим телевизионным образованием, единственным девизом которых в новейшей истории государства стала не особенно умная фраза: «можем повторить!»
bostonkrugozor.com