«Мы четко разделяем российское правительство и российский народ»
14-10-2024, 12:24
С Би-би-си Соната Коултер встретилась в Варшаве, куда приехала на крупнейшую в Европе конференцию по правам человека — ежегодное совещание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения. Делегации из постпредства России при ОБСЕ на ней не было. Российские дипломаты называют конференцию «фальшивым эрзац-мероприятием», «сходкой» и «междусобойчиком „коллективного Брюсселя“, США и их сателлитов». Москву конференция не устраивала из-за критики на ней ситуации с правами человека в России. Еще до полномасштабного вторжения в Украину Кремль обвинял Запад в политизации конференции и отказе обсуждать на ней, например, героизацию неонацизма и дискриминацию русскоязычных.
Россияне, впрочем, на конференцию в Варшаве этой осенью приехали и даже выступали там — но не чиновники и дипломаты, а оппозиционеры и правозащитники. Коултер сидела за одним столом с Ильей Яшиным (внесен в России в реестр «иноагентов»), который всего два месяца назад освободился из российской тюрьмы в результате масштабного обмена заключенными между Россией и Западом. Яшин благодарил политиков, которые сделали возможным этот обмен, и называл имен тех, кого стоило бы включить в новые списки на обмен. Коултер слушала и говорила о важности коллективного действия, которое иногда приводит к замечательным результатам, опять же приводя в пример обмен.
Би-би-си: Эта конференция — вы здесь впервые — на ваш взгляд, приблизила ли Европу к завершению войны?
Коултер: Думаю, что особенность Варшавской конференции в том, что это возможность для граждански активных людей из разных стран региона собраться вместе и обменяться опытом и мнениями о том, что происходит в их странах. Именно поэтому я здесь, ведь это уникальная возможность услышать мнения россиян, живущих в России, а также тех, кто был вынужден покинуть страну, и узнать их взгляд на происходящее. Я много времени провожу, размышляя о России и политике США в отношении России, но я сижу в Вашингтоне, а услышать мнение россиян о том, что они видят, что их беспокоит, и как они поддерживают друг друга — крайне важно. Если есть что-то, на чем я бы хотела сделать акцент, так это на том, что США понимают: это Путин развязал эту войну против Украины, и мы хотим, чтобы россияне могли поддерживать друг друга и работать на благо будущей России. Прошло уже 30 лет с моего первого визита в Россию. У меня и у многих моих коллег из Госдепартамента многолетний опыт работы с Россией и россиянами. Я знаю, что у нас гораздо больше общего, чем это пытается изобразить Кремль. И эта конференция — возможность укрепить наши общие стремления к мирному будущему. Варшавская конференция — важная площадка для того, чтобы подчеркнуть, что многие россияне просто хотят жить в свободной и мирной стране. Это в интересах не только российского народа, но и США, и всего мира.
Би-би-си: Изменилось ли ваше личное отношение к россиянам после полномасштабного вторжения в 2022 году?
Коултер: Мы четко разделяем российское правительство и российский народ. Что совершенно ясно, так это то, что российские власти предпринимают скоординированные усилия, чтобы минимизировать пространство для российского народа с точки зрения всех его основных свобод: свободы слова, свободы собраний, список можно продолжать. В любой стране мира, особенно в тех, которые являются членами ООН, граждане должны иметь возможность пользоваться определенными возможностями, определенными свободами, а в нынешней России этого просто нет. И вот что делает Варшавская конференция — она объединяет людей. Тех, кто находится под серьезным давлением, а также тех, кто, возможно, может поделиться опытом: что хорошо работает в их контексте, в их среде. То, что я услышала от россиян здесь на этой неделе, вдохновляет, потому что они работают над реализацией своих устремлений для себя и своих соотечественников. Знаете, они видят важность обеспечения того, чтобы каждый гражданин в России имел возможность самовыражаться. Пользоваться правами, которыми он должен иметь возможность пользоваться и которых его сегодня лишают. Кремль полагается на сокращение пространства для свободы выражения мнений как на способ продолжать поддерживать, как я уже сказала, внешнюю агрессию. Я действительно поражена лицемерием такого подхода. Президент Путин оправдывал одностороннее вторжение в Украину как попытку защитить россиян. Между тем реальная угроза русским и русскоязычным на самом деле исходит от действий Кремля. Это лицемерие очевидно. Какую выгоду получают россияне от авантюризма, который предпринял Кремль? Я ее не вижу. Это война, которая выгодна властям и элитам. Это компромиссы, которые повлияют на будущее россиян по всей стране на годы и десятилетия вперед.
Би-би-си: С кем из представителей российской оппозиции вы сейчас общаетесь чаще всего и о чём?
Коултер: Моя главная цель — услышать, что волнует граждан России. Я — американка, живу в Вашингтоне, и хотя я много думаю о России, я не россиянка. Для нас важно понимать, что переживают россияне, и поддерживать их усилия в борьбе за права, которые они должны иметь. Я должна учиться у них.