Выводы расследования убийства российских журналистов в ЦАР - чисто кремлевское убийство
26-07-2019, 12:42
Бизнесмен Михаил Ходорковский и созданный им центр "Досье" представили предварительные результаты расследования убийства троих российских журналистов в Центральноафриканской Республике. Согласно выводам расследователей, к убийству Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко были причастны россияне, работающих на одну из структур Евгения Пригожина, и сотрудник жандармерии ЦАР.
Кто следил за журналистами в ЦАР
Авторы расследования утверждают, что им удалось добыть биллинг телефонов, которые использовал водитель Бьенвеню Ндувокама, нанятый журналистами. Перед поездкой водитель активировал сим-карту, оформленную на чужое имя. При проверке он вставил ее в свой телефон. Таким образом удалось установить его второй номер и настоящее имя, рассказали в центре "Досье".
Но главной находкой оказалась история звонков водителя: он не менее 47 раз связывался с высокопоставленным представителем жандармерии ЦАР Эмманюэлем Котофио. В центре "Досье" полагают, что водитель отчитывался перед Котофио о перемещении группы журналистов. Сам Бьенвеню Ндувокама раньше работал в жандармерии.
Согласно биллингу, Котофио перемещался вслед за группой российских журналистов в день убийства. В центре "Досье" считают, что он "как минимум присутствовал рядом с местом убийства".
Военные, дежурившие на блокпосту, через который проехали российские журналисты, сообщили центру "Досье", что через тот же КПП за час до убийства проехал автомобиль, в котором был Котофио, еще два африканца с тремя европейцами. Эта же машина с теми же пассажирами вернулась через КПП спустя полчаса после убийства троих россиян.
Расследователям не удалось установить личность "Мартина", которого журналисты считали стрингером и сотрудником ООН в ЦАР. Рекомендовал "Мартина" сотрудник одной из структур Евгения Пригожина РИА "ФАН" Кирилл Романовский.
Журналисты "Досье" также указали на роль в "спецоперации" Кирилла Романовского – корреспондента агентства РИА "ФАН", одним из спонсоров которого также называют Евгения Пригожина. Именно Романовский, как сообщалось ранее, дал съемочной группе контакты некоего "фиксера Мартина из ООН". Он должен был помочь Джемалю, Расторгуеву и Радченко после прибытия в ЦАР. Однако, как считает Центр "Досье", на самом деле "Мартина" не существовало, а под видом фиксера действовал подставной человек: в ООН ранее заявили, что им ничего не известно о "Мартине" и что организация не поддерживала связь с погибшими российскими журналистами.
Кроме этого, "Досье" напоминает, что именно "Мартин" связал съемочную группу с водителем, а затем направил их в район золотых приисков, которые разрабатывает компания Пригожина и охраняет "ЧВК Вагнера". В день гибели Джемаль, Расторгуев и Радченко ехали на встречу с "Мартином". При этом, как сообщили журналисты "Досье", судя по биллингу телефона, которым пользовался предполагаемый подставной фиксер, сам он в это время находился в другом месте. Об этом ранее также сообщала "Медиазона". Издание ссылалось на Петра Верзилова, который получил эти данные перед отравлением неизвестным веществом осенью 2018 года. Романовский связь с "фиксером Мартином" пока не прокомментировал.
Как все это связано с "ЧВК Вагнер" и Пригожиным
В центре "Досье" считают, что Котофио постоянно контактировал с сотрудником компании "М-Финанс" Александром Сотовым. Сотов, в свою очередь, "тесно коммуницировал" с другим сотрудником "М-Финанс", советником президента ЦАР Валерием Захаровым.
Компания "М-Финанс" – одна из структур, подконтрольных бизнесмену Евгению Пригожину. Предпринимателя также связывают с "ЧВК Вагнер".
В распоряжении центра "Досье" есть доверенность от имени Сотова на получение зарплаты в "М-Финанс" с упоминанием должности "Инструктор" и личного номера, который присваивается каждому наемнику "ЧВК Вагнер". И Захаров, и Сотов есть в зарплатной ведомости.
Валерий Захаров имеет номер жетона M-5658 и должность "Руководитель группы инструкторов". Александр Сотов с номером М-5661 записан как "Инструктор по наружному наблюдению, контрнаблюдению, вербовке, агентурной работе". Зарплата первого – 300 тысяч (предположительно, рублей), второго – 200 тысяч. Месяц получения зарплаты не указан.
Источник СБУ передал Настоящему Времени схожую ведомость из внутренней документации "М-Финанс". Табличка озаглавлена "Табель учета рабочего времени за август 2018 21 р/д" с пометкой "Служба безопасности". В ней упоминаются и Захаров, и Сотов с теми же окладами, весь август 2018 года они, как и еще 11 сотрудников, были в командировках (отметка "к" вместо 8-часового рабочего дня).
И Захаров, и Сотов в разное время пользовались одним и тем же телефонным аппаратом, при этом сим-карты были зарегистрированы на чужие имена. Именно на этот телефон не менее 100 раз за июль-август звонил Эмманюэль Котофио, со ссылкой на биллинг утверждают в центре "Досье".
"М-Финанс" полностью принадлежит фирма Lobaye Invest, которая получила в ЦАР разрешение на разведку золота на участке 385 кв. км. Основателем Lobaye Invest был Дмитрий Сергеевич Сытый. Как утверждают в центре "Досье", Сытый вел переписку с российским посольством в ЦАР: давал рекомендации касательно личных вещей погибших журналистов.
Эмманюэль Котофио обучался в Судане под руководством российских инструкторов, выяснили в центре "Досье". После гибели российских журналистов он получил повышение. Журналисты, работающие на центр "Досье" в ЦАР, сообщают, что Котофио постоянно общается с российскими инструкторами.
Почему убийство журналистов не было попыткой грабежа
Российские официальные лица пришли к выводу, что убийство российских журналистов произошло при ограблении.
"Россияне подверглись нападению неизвестных лиц с целью ограбления, и при попытке оказать сопротивление были убиты", – говорила в начале августа 2018 года официальный представитель МИД Мария Захарова.
В декабре вопрос об убийстве журналистов задали на пресс-конференции президенту России Владимиру Путину.
"Насколько мне известно, покушение совершили местные группировки, достоверных данных о гибели журналистов в Африке пока нет", – ответил Путин.
По информации "Досье Центра", версия ограбления не соответствует действительности: в машине, где передвигались журналисты, остались ноутбук Орхана Джемаля и прочая техника общей стоимостью несколько тысяч долларов. "На декабрь 2018 года все вещи были в жандармерии", – сказала сотрудница "Досье Центра" Екатерина Крекова.
Она также добавила, что машина была оборудована видеорегистратором: он есть в списке оборудования и заметен на первых фотографиях с места преступления, но позже исчез.
Как погибли российские журналисты
В столицу ЦАР город Банги Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко прилетели утром в субботу 28 июля 2018 года. Попасть на базу Беренго, где, предположительно, российские наемники обучают национальную армию ЦАР FACA, журналисты не смогли: у них потребовали разрешение Минобороны ЦАР.
Затем группа планировала попасть в город Бамбари и встретиться с фиксером – сотрудником структуры ООН в ЦАРе (MINUSCO). Он должен был предоставить информацию по ситуации с российскими военными инструкторами в ЦАР, помочь со съемками золотых приисков Ndassima, а также обещал контакты официальных лиц, которые готовы были общаться под запись в Банги.
Журналистов убили 30 июля из автоматического оружия в 180 км от Банги. Место, где произошла трагедия, находится между населенными пунктами Сибю и Кага-Бандоро, что в стороне от предполагаемого маршрута группы.
Джемаль, Расторгуев и Радченко приехали в ЦАР по туристическим визам и не аккредитовывались в российском посольстве и консульстве. Это было связано с объектом расследования – "ЧВК Вагнера".
Проект финансировал Михаил Ходорковский. Деньги шли на оплату работы, поездок, охраны, коммуникаций, перемещений, страховок и оборудования.
Во время презентации расследования Ходорковский рассказал, как именно убивали журналистов.
"Их остановили и попытались поговорить. Разговор пошел как-то не так. Орхан начал драку. Во время драки он был ранен, потом застрелен. Радченко пытался бежать, был избит и застрелен. Расторгуев был просто расстрелян, причем добит выстрелом в сердце. Убийцы вернулись через тот же КПП спустя 30 минут после убийства. Мы утверждаем, что господа Пригожин и Захаров использовали профессионалов, которые следили за журналистами", – сказал Ходорковский.
"Они не планировали убивать, но предполагали, что это будет возможно, поэтому заранее предприняли меры конспирации", – добавил он.