Российские наемники теперь напрямую подчиняются ГРУ, и они снова в Африке
25-08-2024, 08:04
Эксперты - о «Группе Вагнера» и действиях России на африканском континенте через год после смерти Евгения Пригожина
Год назад 23 августа 2023 года самолет с Евгением Пригожиным, главой российской частной военной компании «Группа Вагнера», потерпел крушение в России, в результате чего погибли все, кто находился на борту - Пригожин и большая часть руководства ЧВК.
В то время как российское правительство отрицало свою причастность к авиакатастрофе, многие западные аналитики пришли к выводу о том, что «крушение самолета было убийством Кремлем человека и руководства группы«», которые за два месяца до этого бросили вызов ключевым учреждениям российской власти, чего никто не делал в России в течении очень долгого периода времени.
В июне 2023 года Пригожин организовал дерзкий мятеж, используя подразделения своей ЧВК, финансируемой Кремлем, в походе на Москву с требованиями отставки министра обороны России Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба ВС РФ Валерия Герасимова.
Пригожин обвинял их в некомпетентности в командовании российскими силами в Украине. Внезапно, он сам остановил свой поход в 200 километрах от столицы России, объяснив свой поступок «нежеланием проливать большую кровь», при том, что Александр Лукашенко настаивал, что именно он «уговорил Пригожина остановится».
Затем, ровно через два месяца и произошла эта авиакатастрофа, после которой «Группа Вагнера» была расформирована, а история ее операций от Украины до Ближнего Востока и Африки осталась неопределенной.
Ванда Фелбаб-Браун (Vanda Felbab-Brown), старший научный сотрудник Центра безопасности и разведки исследовательского Института Брукингса, эксперт по международной организованной преступности, рассказала, что «после расформирования и реструктуризации, значительная часть наемников «Группы Вагнера» вернулась к прежним делам в Африке.
Они официально больше не называются «Группой Вагнера», а получили новую известность как Afrika Korps («Африканский корпус») и продолжают осуществлять операции в Африке и даже на Ближнем Востоке.
«Afrika Korps - название, отсылающее, конечно, к нацистским силам в Африке», - подчеркнула эксперт.
О том, какие связи поддерживает и какие задания выполняет эта «доверенная Кремлю группа наемников на африканском континенте», а также - как она связана с российскими военными и разведывательными службами, рассказали эксперты Институте Брукингса по африканской политике и в сфере безопасности.
Почему Россия, которая осуществляет полномасштабную войну в Украине и против которой действуют обширные санкции Запада, продолжает держать своих наемников в Африке?
Ванда Фелбаб-Браун уверена, что «главная причина проста: Россия, по большому счету, пока не заплатила никакой значительной цены за жестокие и противозаконные операции в Африке, за эти “объятия” и поддержку авторитарных правительств на континенте, за то, что она сотрудничает с Ираном и Северной Кореей, и, конечно, за участие в вопиющем вторжении в Украину».
Марк Галеотти (Mark Galeotti), британский политолог, руководитель исследовательского центра Mayak Intelligence, написавший целый ряд книг о современной России, пояснил, что «в России еще много “пригожиных”, и что Кремлю они “по-прежнему очень нужны”: как для подавления внутреннего сопротивления, так и в качестве альтернативного канала для вербовки россиян в те места, где Москва ведет большие и малые войны».
Галеотти привел в пример частные военные компании и подобные им структуры, созданные при Газпроме, Росатоме и даже многими региональными руководителями, например, в Москве, которые называют «батальоны Собянина».
«Однако Кремль извлек урок: теперь, каждое такое подразделение подчиняется одному из регулярных формирований ВС, и, что самое важное, на этот раз полностью разорвана связь таких подразделений с их “покровителями”, каким был Пригожин. Например, если вы Собянин или руководитель Росатома, вы вкладываете деньги, чтобы привлечь добровольцев, выделяете средства на оснащение этих подразделений, но как только вы создали такое подразделение, оно уже “не ваше”. Собянин не может решать, кто командует одним из московских полков, Росатом не имеет права голоса в том, где будет развернуто его конкретное подразделение», - разъяснил Галеотти.
«Африканский корпус» - это тоже самое, что ЧВК «Вагнера»?
По мнению эксперта, в Африке Кремль «все еще хочет использовать наемников в качестве геополитического и экономического инструмента».
По словам Галеотти, «Африканский корпус» - это «не только смена названия».
«Теперь это структура, за которую фактически отвечает ГУ (бывшее ГРУ) МО РФ, что знаменует победу руководства ГРУ над главой генерального штаба ВС РФ Герасимовым. Есть еще Юнус-Бек Евкуров, заместитель министра обороны, который - как “председатель совета директоров”. У него есть своего рода авторитет. Он тот человек, который скрепляет сделку. Но он не управляет ею. Реальной силой является генерал-майор Андрей Аверьянов, руководитель печально известного в/ч 29155 - подразделением “по убийствам и диверсиям”, которое в текущей обстановке становится все более могущественным. Есть и “главный исполнительный директор”. Это Денис Павлов, который является российским дипломатом, почти наверняка из СВР, который в настоящее время прикреплен к посольству в одной из африканских стран», - рассказал Галеотти.
При этом, эксперт отметил, что эта система с «прямым управлением ГРУ» имеет и ряд минусов по сравнению с тем, что было у Пригожина.
«Одна из причин, по которой “вагнеровцы” успешно действовали в Африке, заключалась в том, что ЧВК вписывалась в более широкую бизнес-империю Пригожина: службы поддержки местных диктаторов были связаны с “фабрикой троллей”, которая создавала нужный дезинформационный фон, и у Пригожина был целый ряд компаний, которые управляли финансовыми потоками, принимали в управление концессии по добыче алмазов или золота, и могли перемещать большие средства через финансовые учреждения в третьих странах», - рассказал Галеотти.
Джон Лехнер (John Lechner), независимый исследователь, приглашенный Институтом Брукингса, добавил, что «”Группа Вагнера” - всегда была продуктом конфликтов, а не стретигическим подразделением».
«Пригожин не начал ни один из конфликтов сам, и поэтому все операции “вагнеровцев” были “реактивными”: наемники перемещались туда, где возникала политическая турбулентность», - уточнил он.
В результате, по словам аналитика, Пригожин «сделал Центральноафриканскую Республику эпицентром российского влияния в Африке», хотя ЦАР никогда не была главным приоритетом Кремля в регионе.
«Во-вторых, африканские правительства и африканцы, как правило, имели гораздо больше полномочий в отношениях с Пригожиным, который предлагал местным диктаторам разноообразные формы сотрудничества в зависимости от их потребностей, что теперь вряд ли сможет делать новое формирование наемников, поскольку будет иметь большую зависимость от власти в Москве», - предположил Лехнер, добавив, что «Пригожин еще и помогал уклоняться от налогов, что вряд ли смогут обеспечить соответствующим африканским лидерам кураторы из ГРУ».
Кто стоял за недавней массовой гибелью российских наемников в Мали?
В конце июля на севере африканского государства Мали неподалеку от границы с Алжиром повстанцы из племен туарегов, по сообщениям местных и российских источников, разгромили вооруженную колонну правительственных сил, состоявшую в основном из бывших наемников российской ЧВК «Вагнер».
Российские и международные источники подтвердили 50 убитых и пленных.
Малийская вооруженная коалиция «Постоянное стратегическое партнерство за мир, безопасность и развитие» (CSP-PSD), оппозиционная официальным властям страны, заявила, что она захватила автомобили и бронетехнику, принадлежавшие войскам правительства Мали и их российским союзникам.
Доцент Военно-морского колледжа США Кристофер Фолкнер (Christopher M. Faulkner), который изучал последствия засады в Мали, отметил то, что «этот случай указывает на ограничение возможностей “Африканского корпуса” по сравнению с “Вагнером”».
Эксперт «не исключает участие украинской разведки в “наведении” туарегов на российских наемников», хотя, по его мнению, скорее всего, «оно ограничивалось дипломатическими усилиями».
«Я не могу утверждать, что они были причастны к разведывательной деятельности, но если вы не расскажете о своей непричастности, то это повлечет за собой последствия», - пояснил эксперт.
Дело в том, что несмотря на то, что к власти в Мали пришла хунта, которая с 2022 года поддерживается вооруженными структурами, связанными с российской ЧВК «Вагнер», против новой власти воюют не только туареги, но и представители исламистских группировки, аффилированных с признанными во многих странах террористическими «Аль-Каидой» и «Исламским государством».
Фолкнер, как и другие эксперты, полагает, что «сама засада была “наведена” на российских наемников сразу несколькими разведками мира, заинтересованными во влиянии в стране и регионе».
Что может предложить США и Запад для того, чтобы ослабить влияние России в Африке?
Кристофер Фолкнер откровенно предложил «перекупать колеблющихся наемников из “Вагнера”, для формирования из них групп охраны лидеров демократических движений и правительств на континенте».
Марк Галиоти не уверен, что «предложение Фолкнера осуществимо», так как, по его словам, «российские наемники привыкли к своему преимуществу: коррумпированности и безжалостности, которые нужны именно диктаторским режимам Африки». Кроме того, «в Африке, во многих странах сегодня присутствуют антизападные настроения, которые успешно подогревали “пригожинские тролли”».
Джон Лехнер напомнил, что поскольку США «не заинтересованы в отправке своих собственных солдат на чужие территории, использование иностранных легионов, вероятно».
Насколько значим для российской экономики сегодня поток золота, алмазов, и других ресурсов из Африке?
Анджела Стент (Angela Stent, Senior Fellow, Brookings Institution), авторитетный политолог и старший научный сотрудник Института Брукингса, считает эти ресурсы «важными для Кремля, поскольку России необходимо много ресурсов для производства оружия».
В то же время, по мнению эксперта, возможности Африки «не являются ключевыми, хотя бы потому, что непонятно сколько из африканских ресурсов на самом деле попадают в России, а сколько из них остается в руках других людей».
При этом, гораздо более важным Стент считает «возвращение США в Африку».
По ее мнению, Соединенным Штатам «необходимо прилагать значительные усилия, чтобы «в разных странах Африки стали понимать, насколько Америка важная для них страна, и хотеть с ней работать, а не заставлять их почувствовать это».
«Я провела исследование в прошлом году о роли России в странах Глобального Юга, - рассказала она, - и большинство опрошенных отметили, что США очень плохо противостоят российской дезинформации и китайской пропаганде в регионе. Нам нужны гораздо более качественные информационные операции. Нам нужно заставить разные африканские страны понять нашу точку зрения, а также то, какие цели в регионе на самом деле преследуют Россия и Китай».
Эту мысль поддержал Марк Галеотти, заявив, что «США и Запад должны понять, что у России, на самом деле - вообще нет стратегии в Африке».
«Кремль подбирает то, что плохо лежит, - подчеркнул он. - Какие бы возможности не возникали, Россия попытается ухватиться за них. А наемные силы на самом деле довольно дороги, они требуют пополнения, они требуют выплат, которые часто производятся в наличными, и мы могли бы сделать гораздо больше, если бы попытались перерезать им финансовые потоки».
Насколько стабильной видится власть Путина и сегодняшнего режима?
Анджела Стент рассказала, что, «к сожалению, персоналистская диктатура, созданная Путиным, еще больше консолидировалась после своего полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля 2022 года».
«Путин довольно быстро преодолел угрозу, исходящую от мятежа Пригожина, - напомнила Анджела Стент. - Через год он заменил, министра обороны - Шойгу на Белорусова. Но и Шойгу остается в Кремле в качестве советника по национальной безопасности, несмотря на обвинения в коррупции, предъявленные его заместителям. И пока мы не увидели масштабной чистки вооруженных сил в ответ на все эти российские военные неудачи, включая то, что происходит сейчас в Курской области, вряд ли можно о чем-то говорить. Российское общество в значительной степени отключилась от войны. Дезинформация пронизывает официальные СМИ, она говорит россиянам, что “Запад виноват в войне, что Запад хочет уничтожить Россию, что украинцы - нацисты” и что их якобы “бесстрашный лидер Владимир Путин повторяет подвиги СССР в Великой Отечественной войне, и что Россия победит в этой войне”. Те, кто публично выступал против Путина и его системы, либо в изгнании, либо в тюрьме, либо мертвы. Олигархи, такие как Олега Дерипаска, могут иногда публично критиковать войну, но у них нет никакой власти в этой системе. Ближайшее окружение Путина уже готовит следующее поколение для власти, продвигая сыновей и дочерей на влиятельные должности в различных частях российской системы. Это означает, что следующее поколение российских лидеров вряд ли будет иметь взгляды, которые сильно отличаются от тех, которые разделяют власть предержащие сегодня».
При этом, эксперт предположила, что «успешное украинское наступление вглубь России, безусловно, дало русским очень отрезвляющую дозу их собственного горького лекарства, и это потрясло Кремль».