Сделка века: Что Трамп потребовал от Израиля за Иерусалим
12-12-2017, 22:07
Как новые технологии влияют на глобальную политику, и почему это плохо для россиян
Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля, находясь с двухдневным визитом в Европе, 10 декабря на встрече в Париже с президентом Франции Эммануэлем Макроном, комментируя перенос посольства США, сказал: «Вы можете прочесть про это в одной хорошей книге — она называется Библия. Вы можете прочесть это и в других книгах. … Где еще может быть столица Израиля, как не в Иерусалиме?».
Тем временем, обстановка на Ближнем Востоке после заявления Трампа обостряется. В вопросе о статусе Иерусалима на стороне Палестины выступают практически все арабские страны, как сунниты, так и шииты. Но за спиной Тель-Авива стоит мировой жандарм — Вашингтон в лице администрации Трампа. Безусловно, этот фактор остужает горячие головы политических элит Ближнего Востока. Тем не менее, шансы, что ситуация может выйти из-под контроля, увеличиваются изо дня в день.
Безусловно, американцы предвидели такую реакцию. Об этом косвенно говорит размытость формулировки о конкретных сроках переноса посольства США в Иерусалим, хотя Трамп обещал сделать этот шаг чуть ли на следующий день после инаугурации. Судя по всему, речь идет о некой тайной сделке, в которой наряду с еврейским лобби, состоящим из финансовых кругов Уолл-Стрит и ряда политиков Республиканской партии, участвовало и государство Израиль, бенефициар данного решения.
Этому предшествовало соглашение о военно-техническом партнерстве, заключенное в сентябре 2016 года еще при президенте-демократе Обаме. В нем сказано, что Вашингтон обязуется предоставить Израилю помощь в размере $ 38 млрд. до 2028 года. Израильский премьер настаивал на $ 45 млрд., но из-за мощного давления Обамы был вынужден подчиниться и обязался закупать в течение шести лет только американское оружие. Более того, бывший глава Белого дома увязал помощь с уступками по палестинской проблеме.
Впрочем, истинные суммы помощи США еврейскому государству неизвестны. Так считает аналитический центр RAND*. По факту, для Вашингтона Тель-Авив является «трудным, но любимым ребенком». В то же время ошибочно представлять эти отношения как улицу с односторонним движением. Соединенные Штаты регулярно налагают на Израиль ограничения и стремятся извлечь определенные выгоды. Многое зависит от того, кто стоит у власти в США: демократы или республиканцы.
Неудивительно, что нынешний президент Трамп уже рассматривает вопрос об увеличении военной помощи и прилагает усилия по разблокировке ряда увязок Обамы. Правда, миллиардер тоже требует от Нетаньяху взаимных уступок, в том числе, по линии закупок американского оружия. Он, как и Обама, предлагает на 75% приобретать для ЦАХАЛ вооружение с лейблом «Made in USA» и только на 25% израильское. При таких раскладах американская военная помощь не выглядит такой уж бескорыстной, ибо значительная часть денег возвращается в США.
Если строго следовать букве сентябрьского (действующего — авт.) соглашения Обама-Нетаньяху, то Тель-Авиву следует значительно сократить закупки своего оружия. Но это может очень дорого обойтись ВПК Израиля, в котором работает 15% всех рабочих страны. Глава Ассоциации производителей Израиля Брош Шрага заявил, что каждый миллиард шекелей, потраченный на этих предприятиях, обеспечивает работой не только сотрудников оборонных компаний, но еще многие тысячи работников в остальной экономике. Кроме того, 75% всей военной продукции Израиля идет на экспорт. В итоге крохотное государство, занимающее по площади 148 место в мире, входит в десятку крупнейших продавцов оружия. Фактически Брош Шрага признался, что израильтяне деньги у американцев берут, но поступают по-своему. Просто Трамп закрывает на это глаза.
Но это не значит, что армия Израиля имеет самую современную технику. В ЦАХАЛ числится много неэффективного оружия — в основном штатовского производства. Об этом говорится в плане Гедеона о модернизации военной техники до 2020 года. В частности, уже из всех частей активно выводят многострадальную «американку» M16 и замещают её автоматом TAR-21 производства концерна Israel Weapon Industries. Такая же участь ждет американские бронетранспортеры APC M113, которые поменяют на тяжелые БМБ Namer. Откажется ЦАХАЛ от самоходных гаубиц M109 с клеймом «Made in USA» в пользу 155-мм самоходной артиллерийской установки ATMOS, разработанной израильской компанией Elbit Systems.
Серьезная проблема, однако, заключается в том, что Тель-Авив в свое время закрыл собственную программу развития истребителей по договоренности с Вашингтоном. Сегодня израильтяне, видимо, кусают локти. ВВС Израиля (Хель ха-Авир — авт.) в основном летают на американских самолетах F-15 и F-16s, хотя они давно не отвечают современным требованиям. С серьезным противником на них не повоюешь, а в борьбе с партизанскими отрядами разумнее применять БПЛА.
Именно поэтому в своих планах касательно будущих конфликтов с «Хезбаллой» и ХАМАС, израильтяне ставят на противоракетную систему «Железный купол» и ударные беспилотники.
А из США начались поставки новейших самолетов 5-го поколения, правда, с израильской авионикой. Как проговорился 9 июня 2013 года в Ле Бурже вице-президент Lockheed Martin по программе F-35 Стив О’Брайен, представители ВВС Израиля категорически не согласились иметь штатовскую бортовую электронику. По его словам, переговоры шли трудно, долго и безуспешно. В итоге по этому принципиальному вопросу американцам пришлось единственный раз уступить заказчику, безусловно, под сильнейшим политическим давлением.
По данным из пресс-службы Хель ха-Авир, в декабре 2017 года ВВС Израиля насчитывают уже 9 F-35I Adir из 50 машин, положенных ему по контракту. К 2020 году воздушные силы страны будут иметь 33 самолета 5-го поколения, и тогда, по мнению экспертов ЦАХАЛ, израильские летчики смогут получить полное господство над небом Ирана.
Кстати, компания Israel Aerospace Industries сообщила, что ей удалось сделать эффективный программно-управляемый радио-интерфейс. А корреспондент War Is Boring Девид Ахи, со слов израильских пилотов, назвал еврейский F-35I Adir уникальным, мол, в других странах такого самолета и близко не встретишь. Между тем, американские летчики-испытатели всегда поминали недобрым словом бортовой компьютер, который плохо справляется с задачей управления самолетом в экстремальных условиях. Отсюда плохая маневренность, так как программное обеспечение постоянно ограничивает пилота приложением «не перегрузить фюзеляж и крылья».
Если верить Бенни Коэну, руководителю Israel Aerospace Industries, израильтяне сделали то, что не смогли американцы. Они разработали качественную авионику, которая всегда была настоящей головной болью Lockheed Martin. В частности, американский генерал-лейтенант Марк Рэмси, курирующий проект F-35, не раз заявлял, что эту задачу можно решить лет эдак через пятнадцать. Коли это так, то Вашингтону ничего не остается, как просить израильтян поделиться технологией. Ну а взамен Израиль мог попросить нечто больше, чем деньги. Ведь самолет 5-го поколения F-35 является особым национальным проектом, неудачи которого уже стали предметом насмешек во всем мире. На кону стоит имидж США как инновационной страны.
Возможно, кто-то скажет об очередной журналисткой версии из теории заговора, но факт остается фактом: американцы перенесли свое посольство в Иерусалим после серии успешных испытаний израильского F-35I Adir. Здесь уместно привести фразу одного известного российского тележурналиста: «Совпадение? Не думаю».
svpressa.ru