Р.Х. Бариев: Волжские булгары. Заключение

14-05-2025, 08:04           
Р.Х. Бариев:
К важ­ней­шим дос­ти­же­ни­ям эт­но­ло­гии от­но­сит­ся обос­но­ва­ние Л.Н. Гу­ми­лё­вым фаз эт­но­ге­не­за. Воз­раст эт­но­са, со­пос­тав­ле­ние эт­но­сов по воз­рас­ту, что оп­ре­де­ля­ет­ся на­хо­ж­де­ни­ем их в той или иной фа­зе эт­но­ге­не­за, да­ют воз­мож­ность ис­то­ри­ку чет­ко оп­ре­де­лить ме­сто­на­хо­ж­де­ние эт­но­са на соб­ст­вен­ной оси вре­ме­ни. На­ча­ло воз­ник­но­ве­ния эт­но­са и фа­зы его эт­но­ге­не­за уз­на­ют­ся по со­бы­ти­ям его эт­ни­че­ской ис­то­рии. Ко­гда рас­кры­ты со­бы­тия эт­ни­че­ской ис­то­рии, оп­ре­де­ле­ны фа­зы его эт­но­ге­не­за, пе­ред ис­сле­до­ва­те­лем раз­во­ра­чи­ва­ет­ся кар­ти­на жиз­не­дея­тель­но­сти на­ро­да во внут­рен­них и внеш­них при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зях. То­гда ста­но­вят­ся по­нят­ны­ми его по­бе­ды и по­ра­же­ния, воз­вы­ше­ние и упа­док, ка­так­лиз­мы об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и ее спо­кой­ное те­че­ние, не­об­хо­ди­мость и слу­чай­ность со­бы­тий, по­ве­де­ние и дей­ст­вия лю­дей, тво­ря­щих ис­то­рию. То­гда ис­то­рик, на­при­мер, не смо­жет при­пи­сать аг­рес­сив­ность то­му на­ро­ду, ко­то­рый по сво­ему воз­рас­ту (фа­зе эт­но­ге­не­за) не мог быть аг­рес­со­ром. То­гда по­ли­тик не смо­жет при­зы­вать к вос­ста­нов­ле­нию раз­ва­лив­шей­ся им­пе­рии, ибо мно­го­на­цио­наль­ные го­су­дар­ст­ва пе­ре­ста­ют су­ще­ст­во­вать то­гда, ко­гда им­пе­рие­об­ра­зую­щий на­род по сво­ему воз­рас­ту (ибо си­лы уже не те) не мо­жет удер­жать дру­гие на­ро­ды в сфе­ре сво­ей во­ли. Зна­чит, на­до ис­кать пу­ти дру­же­ст­вен­но­го сою­за, а не си­ло­во­го дав­ле­ния по от­но­ше­нию к на­ро­дам, вхо­див­шим ра­нее в им­пе­рию. То­гда ин­тел­ли­ген­ция бу­дет при­зы­вать свой на­род к дея­ни­ям, ис­хо­дя из его воз­мож­но­стей, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют его воз­рас­ту (фа­зе эт­но­ге­не­за). Так что зна­ние фаз эт­но­ге­не­за име­ет не толь­ко тео­ре­ти­че­ское, но и прак­ти­че­ское зна­че­ние. В дан­ной ра­бо­те ста­ви­лись за­да­чи тео­ре­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, по­это­му ав­тор не счи­та­ет се­бя впра­ве да­вать ка­кие-ли­бо прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции, вы­те­каю­щие из при­ме­не­ния эт­но­ло­гии к рас­смот­ре­нию эт­ни­че­ской ис­то­рии волж­ских бул­гар для под­твер­жде­ния су­ще­ст­во­ва­ния их эт­но­ноо­сфе­ры.
Ка­ж­дый эт­нос (пле­мя, на­род­ность, на­ция) име­ет свою эт­но­ноо­сфе­ру, ко­то­рая яв­ля­ет­ся еди­ным ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ским по­лем, удер­жи­ваю­щим в сфе­ре сво­его влия­ния лю­бо­го ин­ди­ви­да сво­ей сис­те­мы, био­по­ле ко­то­ро­го по сво­ей час­то­те со­от­вет­ст­ву­ет его об­щей не­су­щей час­то­те. Ко­гда го­во­рят, что дан­ный че­ло­век ощу­ща­ет се­бя бул­га­ри­ном, рус­ским, чу­ва­шем, баш­ки­ром, ук­ра­ин­цем и т.д., то воз­ни­ка­ет во­прос: по­че­му он се­бя так ощу­ща­ет, в чём тут при­чи­на? Ко­гда го­во­рят, что он счи­та­ет се­бя рус­ским, по­то­му что ощу­ща­ет се­бя им или что та­ко­во его ми­ро­ощу­ще­ние, то та­кие рас­су­ж­де­ния ни­че­го не объ­яс­ня­ют не толь­ко на на­уч­ном уров­не, но и в обы­ден­ной жиз­ни. Тут сле­ду­ет по­ста­вить дру­гой во­прос: ка­ко­вы ос­но­ва­ния та­ких ощу­ще­ний? Ста­рая эт­но­ло­гия не мог­ла дать от­вет на этот во­прос. Уче­ние же об эт­но­ноо­сфе­ре ука­зы­ва­ет на кон­крет­ные ма­те­ри­аль­ные ос­но­ва­ния ощу­ще­ния ка­ж­дым че­ло­ве­ком сво­ей при­над­леж­но­сти к той или иной на­цио­наль­но­сти. Эти ос­но­ва­ния в био­по­ле че­ло­ве­ка, ко­то­рое свя­за­но с эт­но­ноо­сфе­рой кон­крет­но­го эт­но­са. Вне эт­но­ноо­сфе­ры нет че­ло­ве­ка. Ко­гда-то не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции гор­до на­зы­ва­ли се­бя: «Я – гра­ж­да­нин ми­ра», но от это­го они не пе­ре­ста­ва­ли быть рус­ски­ми, по­ля­ка­ми, ук­ра­ин­ца­ми и т.д.
Эт­но­ноо­сфе­ра воз­ни­ка­ет вме­сте с эт­но­сом, яв­ля­ясь хра­ни­ли­щем его па­мя­ти, его ин­фор­ма­ци­он­ным цен­тром, где ска­п­ли­ва­ют­ся все све­де­ния, ка­саю­щие­ся эт­ни­че­ской ис­то­рии на­ро­да, его ве­ро­ис­по­ве­да­ния и ми­ро­воз­зре­ния, тру­до­вых на­вы­ков и по­ли­ти­че­ских воз­зре­ний. Кос­ми­че­ская энер­гия, кон­цен­три­рую­щая­ся в эт­но­ноо­сфе­ре, ор­га­ни­зу­ет­ся мыс­ля­ми и чув­ст­ва­ми лю­дей дан­ной на­цио­наль­но­сти, об­ра­зуя ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­скую сис­те­му эт­но­са. Ме­ж­ду эт­но­ноо­сфе­рой и био­по­лем че­ло­ве­ка идёт по­сто­ян­ный ин­тен­сив­ный об­мен ин­фор­ма­ци­ей на уров­не под­соз­на­ния че­ло­ве­ка, но этот про­цесс не все­гда им осоз­на­ёт­ся. Ин­фор­ма­ция от че­ло­ве­ка в эт­но­ноо­сфе­ру по­сту­па­ет по все­му диа­па­зо­ну час­тот его био­по­ля, т.е. все из­ме­не­ния, да­же мель­чай­шие, вы­зван­ные мыс­ля­ми и чув­ст­ва­ми че­ло­ве­ка, мо­мен­таль­но ста­но­вят­ся дос­тоя­ни­ем эт­но­ноо­сфе­ры. Об­рат­ный про­цесс про­те­ка­ет ина­че. Ин­фор­ма­ция от эт­но­ноо­сфе­ры к че­ло­ве­ку по­сту­па­ет вы­бо­роч­но. Го­лов­ной мозг че­ло­ве­ка как при­ём­ное уст­рой­ст­во не вос­при­ни­ма­ет весь диа­па­зон час­тот, воз­дей­ст­вую­щих на его био­по­ле, мно­гое ос­таёт­ся не­осоз­нан­ным. Его не­осоз­нан­ные по­ступ­ки, в ко­неч­ном счё­те так­же оп­ре­де­ля­ют­ся эт­но­ноо­сфе­рой, хо­тя ино­гда че­ло­век удив­ля­ет­ся сво­им ин­туи­тив­ным дей­ст­ви­ям, не на­хо­дя им объ­яс­не­ния. Для то­го, что­бы че­ло­век осоз­нал ин­фор­ма­цию, по­сту­паю­щую из эт­но­ноо­сфе­ры, ме­ж­ду час­то­той по­след­ней и час­то­той го­лов­но­го моз­га как при­ём­но­го уст­рой­ст­ва долж­но воз­ник­нуть ре­зо­нанс­ное яв­ле­ние. Так же об­сто­ит де­ло с на­пол­не­ни­ем эт­но­ноо­сфе­ры кос­ми­че­ской энер­ги­ей, для это­го их час­то­ты долж­ны сов­па­дать, что и про­ис­хо­дит при ре­зо­нан­се. Од­на­ко ука­зан­ное яв­ле­ние, ви­ди­мо, про­ис­хо­дит не­час­то. Та­ким об­ра­зом, био­по­ле че­ло­ве­ка, эт­но­ноо­сфе­ра эт­но­са, кос­ми­че­ские из­лу­че­ния со­став­ля­ют еди­ную ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­скую сис­те­му, ме­ха­низ­мы ко­то­рой со­вре­мен­ной нау­кой ещё не­дос­та­точ­но изу­че­ны. Од­на­ко те зна­ния, ко­то­рые уже на­ко­п­ле­ны че­ло­ве­че­ст­вом в об­лас­ти фи­зи­ки и кос­мо­ло­гии, пси­хо­ло­гии и фи­зио­ло­гии в.н.д., био­ло­гии и гео­гра­фии, ис­то­рии и фи­ло­со­фии и дру­гих на­ук да­ют твёр­дое ос­но­ва­ние го­во­рить о ре­аль­но­сти эт­но­ноо­сфе­ры.
При­ме­не­ние уче­ния об эт­но­ноо­сфе­ре с пас­сио­нар­ной тео­ри­ей эт­но­ге­не­за к рас­смот­ре­нию эт­ни­че­ской ис­то­рии на­ро­дов ог­ра­ж­да­ет ис­то­ри­че­скую нау­ку от раз­лич­но­го ро­да из­мыш­ле­ний. От­сут­ст­вие у ис­то­ри­че­ской нау­ки фи­ло­соф­ско-ме­то­до­ло­ги­че­ской ба­зы, раз­ра­бо­тан­ной на ос­но­ве со­вре­мен­ных на­уч­ных дос­ти­же­ний, яв­ля­ет­ся той «чёр­ной ды­рой», ку­да не­ожи­дан­но ис­че­за­ют ста­рые эт­но­сы и от­ку­да так же не­ожи­дан­но по­яв­ля­ют­ся но­вые. Пас­сио­нар­ная тео­рия эт­но­ге­не­за и уче­ние об эт­но­ноо­сфе­ре на во­прос: «Ку­да ис­чез­ли волж­ские бул­га­ры, ха­за­ры, пе­че­не­ги и по­лов­цы?» – по­зво­ля­ют од­но­знач­но от­ве­тить: «Ни­ку­да. Волж­ские бул­га­ры и сей­час жи­вут в ли­це по­волж­ских та­тар, а по­том­ки дон­ских и ниж­не­волж­ских бул­гар, пе­че­не­гов и по­лов­цев про­жи­ва­ли под име­нем та­тар ещё во вре­ме­на Зо­ло­той Ор­ды, а за­тем вли­лись в со­став на­ро­дов Вос­точ­ной Ев­ро­пы». Чин­ги­зи­ды и не­мно­го­чис­лен­ные мон­го­лы, ос­тав­шие­ся на Ниж­ней Вол­ге бы­ли не в со­стоя­нии рас­про­стра­нить свою эт­но­ноо­сфе­ру на жи­ву­щие там тюрк­ские на­ро­ды, вско­ре они са­ми по­па­ли под влия­ние их эт­но­ноо­сфе­ры. Три род­ст­вен­ных тюрк­ских на­ро­да со­став­ля­ли ос­нов­ное на­се­ле­ние Кип­чак­ско­го цар­ст­ва (Зо­ло­той Ор­ды): волж­ские бул­га­ры, по­лов­цы и чер­ка­сы (по­том­ки се­ве­ро­кав­каз­ских, дон­ских и при­чер­но­мор­ских бул­гар). Уже по­сле рас­па­да Зо­ло­той Ор­ды чер­ка­сы и часть по­лов­цев, под­пав­ших под влия­ние эт­но­ноо­сфе­ры чер­ка­сов, со­ста­ви­ли яд­ро ку­бан­ских, дон­ских и за­по­рож­ских ка­за­ков. При­ня­тие пра­во­сла­вия и мас­со­вое про­ник­но­ве­ние в сре­ду чер­ка­сов бег­лых рус­ских кре­сть­ян и от­час­ти пред­ста­ви­те­лей дру­гих со­ци­аль­ных групп сме­сти­ли не­су­щую час­то­ту эт­но­ноо­сфе­ры их в сто­ро­ну сбли­же­ния ку­бан­ских и дон­ских ка­за­ков с рус­ски­ми, а за­по­рож­ских с ук­ра­ин­ца­ми.
До мон­голь­ско­го за­вое­ва­ния бул­га­ры, по­лов­цы и чер­ка­сы вме­сте с сред­не­ази­ат­ски­ми тюр­ка­ми, ко­то­рых объ­е­ди­ня­ла в еди­ное це­лое бли­зость их эт­но­ноо­сфер, со­став­ля­ли мощ­ный су­пер­эт­нос. При бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях со вре­ме­нем они впол­не мог­ли стать еди­ным на­ро­дом с об­щей эт­но­ноо­сфе­рой. Пер­вый удар по един­ст­ву вос­точ­но­ев­ро­пей­ских и сред­не­ази­ат­ских тю­рок на­нёс раз­гром тюрк­ских го­су­дарств мон­го­ла­ми, ко­гда свя­зи их бы­ли ра­зо­рва­ны. Хо­тя за­тем они ока­за­лись в пре­де­лах еди­ной Зо­ло­той Ор­ды, но под вла­стью за­вое­ва­те­лей уже не мог­ли жить по сво­ей во­ле. Влия­ние пра­во­сла­вия на тю­рок юга Вос­точ­ной Ев­ро­пы окон­ча­тель­но рас­ко­ло­ло их эт­но­ноо­сфе­ру. Ог­ром­ная мас­са тю­рок юга Рос­сии, ока­зав­шись под воз­дей­ст­ви­ем пра­во­сла­вия и рус­ской куль­ту­ры сме­ни­ла свою эт­но­ноо­сфе­ру и по сво­ему мен­та­ли­те­ту всё даль­ше от­хо­ди­ла от сво­их род­ст­вен­ни­ков, пре­ж­де все­го от волж­ских бул­гар, ко­то­рые ос­та­лись вер­ны­ми при­ня­той их пред­ка­ми ис­ла­му. В даль­ней­шем рус­ская офи­ци­аль­ная ис­то­ри­че­ская нау­ка по­ста­ра­лась, мяг­ко го­во­ря, за­вуа­ли­ро­вать тюрк­ское про­ис­хо­ж­де­ние ка­за­ков, пред­ста­вив их рус­ски­ми людь­ми, бе­жав­ши­ми по тем или иным при­чи­нам «Ди­кое по­ле».
Волж­ские бул­га­ры по­сле рас­па­да Зо­ло­той Ор­ды вос­ста­но­ви­ли свою го­су­дар­ст­вен­ность в пол­ном объ­ё­ме. Тра­ди­ции бул­гар­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти ухо­дят свои­ми кор­ня­ми в Ве­ли­кую Бол­га­рию Куб­ра­та, су­ще­ст­во­вав­шую на Се­вер­ном Кав­ка­зе в VII веке. Своё даль­ней­шее раз­ви­тие она по­лу­чи­ла в Волж­ской Бул­га­рии, ко­то­рая воз­ник­ла на Сред­ней Вол­ге в VIII веке. Раз­лич­ные бул­гар­ские пле­ме­на при­шед­шие с Се­вер­но­го Кав­ка­за и До­на вли­ли в свой состав ме­ст­ные фин­но-угор­ские и тюрк­ские пле­ме­на, что да­ло ос­но­ва­ние воз­ник­но­ве­нию на­род­но­сти волж­ских бул­гар со сво­ей эт­но­ноо­сфе­рой, ко­то­рая бы­ла близ­ка эт­но­ноо­сфе­рам ос­тав­ших­ся на Се­вер­ном Кав­ка­зе и До­ну, а так­же ушед­шим на Ду­най бол­гар. Све­де­ний о том, как про­те­ка­ла жизнь бул­гар на Сред­ней Вол­ге в VIII-IХ веках ма­ло и мы мо­жем толь­ко до­га­ды­вать­ся об этом, что впол­не ес­те­ст­вен­но, ибо они на­хо­ди­лись в ин­ку­ба­ци­он­ном пе­рио­де фа­зы подъ­ё­ма, ко­гда в эт­но­се со­вер­ша­ют­ся внут­рен­ние про­цес­сы, не все­гда от­ме­чае­мые со­се­дя­ми и ле­то­пис­ца­ми. Дос­то­вер­ные све­де­ния о волж­ских бул­гар в яв­ном пе­рио­де фа­зы подъ­ёма их эт­но­ге­не­за ос­та­ви­ли вос­точ­ные ав­то­ры на­ча­ла Х века, пре­ж­де все­го ибн Фад­лан, от­ме­тив­ший в сво­их за­пис­ках офи­ци­аль­ное при­ня­тие бул­га­ра­ми ис­ла­ма в 922 году. Фа­за подъё­ма за­вер­ши­лась ус­та­нов­ле­ни­ем цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти над всей тер­ри­то­ри­ей Бул­га­рии еди­но­го бул­гар­ско­го эми­ра. Прав­ле­ние эми­ра име­ло все ат­ри­бу­ты го­су­дар­ст­вен­но­сти фео­даль­но­го ти­па. В рас­ши­ре­нии сво­его ареа­ла бул­гар­ский эт­нос так­же дос­тиг не­ма­лых ус­пе­хов. Влия­ние бул­гар про­сти­ра­лось на сот­ни ки­ло­мет­ров от сто­ли­цы во всех на­прав­ле­ни­ях стран све­та.
Nomads of the Great steppe
TEREF












Teref.az © 2015
TEREF - XOCANIN BLOQU günün siyasi və sosial hadisələrinə münasibət bildirən bir şəxsi BLOQDUR. Heç bir MEDİA statusuna və jurnalist hüquqlarına iddialı olmayan ictimai fəal olaraq hadisələrə şəxsi münasibətimizi bildirərərkən, sosial media məlumatlarındanda istifadə edirik! Nurəddin Xoca
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə müvafiq keçidin qoyulması mütləqdir.
E-mail: n_alp@mail.ru