Размышляя на заданную тему или пролетая над гнездом кукушки
13-09-2020, 19:00
Журналист Хаял Тагиев полемизирует с писателем Чингизом Абдуллаевым
Прочитав небольшой пост уважаемого писателя Чингиза Абдуллаева, нахожусь под впечатлением его рассуждений по поводу отсутствия на телевизионных каналах России умных, толковых, талантливых и блестяще владеющих русским языком соотечественников.
Автор: Хаял Тагиев (Москва)
Перечисляя небезызвестных российских журналистов, общественных деятелей и деятелей культуры армянского происхождения, коим он приписывает вышеперечисленные качества, Чингиз Акифович предлагает «не сметь, ему говорить об их лобби».
Однако, позволю себе заметить, что такие человеческие качества как ум, талант не являются неоспоримыми достоинствами этих людей. Прошу прощения у мэтра современной азербайджанской литературы, но в России это знает каждый, кто мало-мальски интересуется общественно-политической повесткой страны. Достаточно найти в себе силы и посмотреть несколько фрагментов программы Тиграна Кеосаяна «международная пилорама», и заставить себя усидеть перед экранами федеральных каналов, когда на ток-шоу выступают Симонян или Кургинян.
Разумеется, тут дело не в национальной принадлежности, а в идеологических установках, политических предпочтениях, вкусе и профессионализме. Вряд ли эти люди могут служить хорошим примером, которому следовало бы подражать нашим соотечественникам. Хотя, правда и то, что перечисленные люди имеют безграничное влияние на представителей российской власти и, разумеется, пользуются этой благосклонностью в своих специфических целях.
Блестящий русский, приписываемый некоторым представителям армянского истеблишмента, думаю, также является художественным преувеличением. Пожалуй, только Шахназаров действительно очень талантлив, умён, выражает свои мысли на высокопарном русском языке, демонстрируя при этом рассудительность и сдержанность.
Итак, сравнивая место и роль в российском обществе представителей нашего и соседнего народов, в котором, и я с этим согласен, мы уступаем армянам, уважаемый писатель, приходит к неожиданному выводу. Оказывается дело в доморощенных националистах, которые предлагают закрыть русские школы. Только ли в них? И как связано представительство азербайджанцев в общественной жизни России с русскими школами в Азербайджане?
Хотел бы заметить, что и в России и в других странах мира огромное количество молодых, грамотных, патриотично настроенных, к тому же блестяще владеющих местными языками азербайджанцев, с ними, всего лишь, надо желать и уметь работать. Говоря простым языком – продвигать их по общественной, медийной и карьерной лестнице, тратить на это средства, связи, знания, авторитет и энергию. Необязательно взращивать будущих общественных деятелей и журналистов азербайджанского происхождения, блистающих на российских каналах, в многочисленных русских школах в самом Азербайджане. Достаточно было ещё 20-30 лет назад построить систему отбора и лоббирования талантливых молодых азербайджанцев за пределами страны, которые могли бы уже сегодня стать серьёзной идеологической, культурной и научной опорой нашему народу, его интересам, как в России, так и в других странах.
Понимаю негодование Чингиза Акифовича, обращающегося к «местным неучам» в попытке объяснить, что знание иностранного языка не исключает владения родным. Но в Азербайджане, на мой взгляд, не существует притеснения некоренных народов или иностранных языков. Более того, именно для распространения и развития русского языка представлены наибольшие возможности, в чём не малая заслуга Чингиза Абдуллаева. Именно это, возможно, волнует тех, кого уважаемый писатель называет «неучами».
Меня, например, беспокоит тот факт, что иногда прогуливаясь по старым улицам Баку, я слышу от своих соотечественников больше русской речи, чем азербайджанской – согласитесь это ненормально! Всё-таки Баку – это столица Азербайджанской Республики! Испытывая эти чувства, я абсолютно не ощущаю себя азербайджанским националистом. Скажу вам больше, один из моих русских друзей, побывавших в Баку, немало удивился широкому распространению русского языка в Азербайджане, его недоумение превзошло чувство глубокой благодарности азербайджанскому народу.
Я, разумеется, не могу не согласиться с Чингизом Абдуллаевым, утверждающим, что такой небольшой стране, как Азербайджан, нужны тысячи людей, владеющих русским, английским, французским и арабскими языками, к ним я бы добавил фарси. Для этого, вероятно, достаточно открыть высшие школы по этим направлениям и обеспечивать в них качественное образование. Было бы неуместным предположить, что в какой-либо небольшой стране, где есть потребность в специалистах, придётся все предметы в средней школе преподавать на иностранных языках.
«У нас нет нашего лобби не потому, что нам кто-то мешает. Наши недомыслие, отсталость, ущербность, зависть, воинствующее невежество – вот главные враги», – пишет Чингиз Акифович. Полностью соглашусь, с мнением мэтра, но хотел бы поделиться своим наблюдением – это раньше нам не мешали, но тогда мы не смогли воспользоваться открывшимися возможностями, а теперь уже нам мешают.
А вот недомыслие, отсталость, ущербность, зависть, воинствующее невежество есть результат многолетнего системного отбора и пестования наихудших качеств нашего народа, что в свою очередь явилось причиной идеологической деградации. Годами создавались и насаждались ложные идеалы, беспринципность и холуйство. Интеллект и интеллигентность, порядочность и самоотверженность, принципиальность и профессионализм перестали быть востребованными. И вот результат!
Хотел бы ещё написать о личной ответственности каждого из нас. Более 15 лет я живу в Москве, несмотря на то, что давно перестал заниматься активной журналистикой, эта профессия остаётся с человеком на всю жизнь. В Азербайджане у меня много друзей, бывших коллег, дружбу которых я очень ценю. Некоторые из них не раз обращались ко мне с просьбой прокомментировать деятельность азербайджанской диаспоры в России, вполне резонно предполагая, что я достаточно критично настроен. Тем не менее, я всегда уходил от этой темы, по той простой причине, что за все эти годы я не сделал ничего, чтобы улучшить работу этой диаспоры и считаю невозможным публично критиковать её деятельность. Ни то, чтобы я не хотел помочь, но не получилось. Почему? На то есть масса объективных и субъективных причин. И я чувствую эту ответственность и каждую минуту жду вопроса – а что ты сделал? Пока мне нечего ответить на этот вопрос!
И в конце – о мечте! Я мечтаю, чтобы настал тот день, когда человек уровня Чингиза Абдуллаева, а возможно и он сам, выступил бы с инициативой создания международной общественной организации, которая соберёт вокруг себя умных, порядочных, толковых, трудолюбивых азербайджанцев по всему миру. Эта организация призвана будет помочь им преодолеть бытовые, материальные, культурные и языковые трудности, проблемы с обучением и трудоустройством в тех странах, где они проживают. Тогда им будет легче заниматься журналистикой, литературой, кино, политикой, наукой и просветительством во имя и во благо доброго имени нашего народа! «…И мы не будем вспоминать о чужом лобби. Хотя, действительно, мечтать не вредно…»
« P.S: Прошу высказанные в этой статье мнения не воспринимать как личный выпад в отношении уважаемого Чингиза Абдуллаева. Это всего лишь размышления на заданную тему, попытка осознания позиции мэтра, пусть даже я с ними не всегда согласен. Как говорят французы – C’est la vie, бывает и такое – не соглашаться с человеком, книги которого печатаются на десятках языках и расходятся сотнями тысяч экземпляров по всему миру.»