Битва при Анкаре
31-01-2024, 18:54
Битва при Анкаре состоялась 20 июля 1402 года между войсками османского султана Баязида I Молниеносного и среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана).
***
Завоевав в предыдущих походах Хорезм, Афганистан, совершив победоносные походы в Закавказье, Персию и Индию, Тамерлан в начале XV века задумал большой поход на запад против Османской империи. За 35 лет своего правления (1370-1405), проведённых в непрестанных военных походах, эмир Тимур создал огромную империю, простиравшуюся от Северной Индии до Восточной Анатолии. Желая стать единовластным правителем мусульманского мира, он последовательно убирал всех возможных своих соперников. В его планы входило расширить свои владения на западе, охватив всю Малую Азию, а на востоке – завоевав Китай.
Опираясь на богатый опыт своих предшественников, эмир Тимур сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений над своими противниками. Эта армия была многонациональным и многоконфессиональным объединением, ядром которого являлись тюрки – воины-кочевники. Армия Тимура по разным оценкам историков насчитывала от 140 до 350 тыс. воинов. В его войсках к моменту битвы было 32 боевых слона.
По родам войск его армия делилась на конницу и пехоту, роль которой сильно возросла на рубеже XIV-XV веков, включая в состав инженерно-сапёрные отряды. Тем не менее, основную часть армии традиционно составляли конные отряды кочевников, костяк которых состоял из подразделений тяжеловооружённых кавалеристов, а также отрядов телохранителей Тамерлана. Пехота зачастую играла вспомогательную роль, однако была необходима при осадах крепостей. Пехота была большей частью легковооружённой и в основном состояла из лучников, но в армии состояли также тяжеловооружённые ударные отряды пехотинцев.
***
Помимо основных родов войск (тяжёлой и лёгкой конницы, а также пехоты) в армии Тамерлана находились отряды понтонёров, рабочих, инженеров и прочих специалистов, а также особые пехотные части, специализировавшиеся на боевых операциях в горных условиях (их набирали из жителей горных селений). Организация армии Тамерлана в целом соответствовала десятичной организации войск древних тюрков и Чингисхана, однако появился ряд изменений (появились подразделения численностью от 50 до 300 человек, называвшиеся «кошунами», численность более крупных подразделений – «кулов» также была непостоянной).
Основным оружием лёгкой конницы, как и пехоты, был лук. Лёгкие кавалеристы пользовались также саблями или мечами и топорами. Тяжеловооружённые всадники были облачены в панцири (наиболее популярным доспехом была кольчуга, зачастую укреплённая металлическими пластинами), защищены шлемами и сражались саблями или мечами (помимо луков и стрел, которые были распространены повсеместно). Простые пехотинцы были вооружены луками, воины тяжёлой пехоты сражались саблями, топорами и булавами и были защищены панцирями, шлемами и щитами.
Продвигаясь на запад, Тимур столкнулся с государством Кара-Коюнлу. Победа Тимура вынудила их правителя Кара Юсуфа бежать на запад к османскому султану Баязиду I, где Кара Юсуф и Баязид договорились о совместных действиях против Тимура. Чтобы расправиться с султаном Кара-Коюнлу, Тимур настоятельно требовал от Баязида выдать Кара Юсуфа, но отказ Баязида дал формальный повод для начала войны. В мае 1402 года Тимур начал поход в Малую Азию. Его войска заняли крепости Кемак и Сивас. Здесь к эмиру прибыли для переговоров послы султана Баязида. В присутствии них Тимур произвёл смотр своим войскам. Вид огромной армии произвёл гнетущее впечатление на послов.
***
Турок было явно меньше. Оценки их численности колеблются от 70 до 200 тыс. бойцов. Армия Османской империи помимо иррегулярных частей тяжёлой кавалерии (сипахи) и иррегулярной пехоты – мюселлем и яя, а также добровольческих подразделений дели и войнуков (добровольцы из балканских областей), включала части регулярной гвардии султана «капы-гулу» (дворцовая стража), составной частью которого был корпус янычар (пехота), капы-гулу сипахилери (тяжёлая кавалерия).
Кроме собственно османских войск, янычар и надёжных сербов, армия Баязида включала солдат из мелких государств-бейликов, упразднённых им лет за десять до того, и отряды татарских наездников, находившихся в Малой Азии ещё с монгольских времён. Стоявший во главе турецкой армии султан Баязид считался прекрасным полководцем и получил прозвище «Молниеносный».
Опасаясь открытого сражения, султан расположил свои войска в горно-лесистой местности севернее города Ангоры (Анкара). Тимур осадил Ангору и хитроумными манёврами выманил Баязида на равнину. Как только турки спустились с гор, Тимур снял осаду города и, совершив небольшой переход, оказался на пути движения войск Баязида. Тимур знал, что султан давно не выдавал жалованья, что в его войсках много недовольных, особенно среди анатолийских беев. Он послал лазутчиков к беям, пытаясь склонить их на свою сторону.
***
Во время своих походов Тимур использовал знамёна с изображением трёх колец. Есть легенда, что перед битвой при Анкаре Тимур и Баязид встретились на поле боя. Баязид, смотря на знамя Тимура, произнёс: «Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!». В ответ Тимур, показывая на знамя султана, произнёс: «Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна».
***
Перед боем Баязид построил свои войска тылом к горам, перекрыв левым флангом дорогу, идущую из Анкары в северо-восточные провинции. На правом фланге стояли азиатские войска под командой Сулеймана, сына Баязида, в состав которых входили татары (18 тыс.) и отряды анатолийских беев (18 тыс.). Они были недостаточно надёжны, поскольку агенты Тимура вступили в переговоры с татарскими военачальниками. В центре армии, на возвышенности, Баязид поставил янычар, за янычарами в низине – кавалерийский резерв из тяжёлой конницы (сипахи). Левый фланг составили войска сербов под командованием Лазаревича. Таким образом, стремясь усилить центр армии, султан ослабил фланги.
Тимур построил свои войска на равнине в три линии. Впереди в первой линии стали: авангард в рассыпном строю, боевые слоны и главный авангард сплошной линией. Таким образом, первая линия сама состояла как бы из трёх линий. Вторая линия Тамерлана состояла из выдвинутых выступом на флангах кавалерийских масс, меж которыми в центре был большой интервал. И в третьей линии отборные 30 туменов (главный резерв) служили своеобразной опорой и центром всего боевого построения.
Бой завязала лёгкая конница эмира, а затем авангард правого крыла его армии атаковал сербов, прикрывших Анкарскую дорогу, но был легко отбит. Тимур бросил в бой против сербов все силы своего правого крыла, стремясь отбросить турецкое войско от дороги, прижать к горам и тем самым обречь на полное уничтожение. Сербы были охвачены с тыла и флангов, но продолжали отбиваться. Авангард левого крыла эмира действовал более успешно. 18 тыс. наёмников-татар сразу переметнулись из турецкой армии на сторону Тамерлана, анатолийские беи, бывшие на том же фланге турецкой армии, также были близки к этому. Войска правого фланга турецкой армии пришли в смятение. Сулейман, командовавший этим флангом, начал отступление в горы.
***
Повторная атака всего правого крыла армии Тамерлана на сербов с целью отрезать их от основных сил турецкого войска и отбросить на восток тоже до конца не удалась. Сербы пробились к центру турецкой позиции и примкнули к янычарам, но в итоге атакующие всё же сумели сбить неприятеля с Анкарской дороги и прижать противника к горам. Чтобы завершить успех, Тамерлан бросил в атаку резерв. Анатолийские беи, не дожидаясь решающей схватки с отборными туменами Тимура, стали переходить на его сторону. Сербы начали отступать на запад вслед за остатками войск Сулеймана.
Оставшиеся на возвышенности янычары были окружены. Та же участь постигла часть турецкой резервной конницы. Остальная её масса бежала на запад вслед за сербами и Сулейманом. Попавшие в окружение были перебиты. Сам Баязид попал в плен. 30 тыс. всадников, специально выделенных Тамерланом, бросились преследовать бегущую армию. Преследование безостановочно длилось 5 суток. Сулейман с уцелевшими остатками армии успел добраться до побережья моря и отплыть на корабле.
Войска Тимура, навязав противнику изматывающую гонку, сами сохранили в строю около 4 тыс. всадников (из своего первоначального состава в 30 тыс.), а османская армия практически перестала существовать. После битвы вся Малая Азия была полностью захвачена войсками Тимура. Поражение привело к распаду централизованной власти в Османской державе, сопровождавшемуся междоусобицей между сыновьями Баязида и крестьянскими восстаниями. Лишь через 30 лет наследники Баязида смогли вновь объединить развалившуюся страну под единой властью и возобновили продвижение на запад.
***
После поражения Баязида Византия, потерявшая почти всю свою территорию, смогла отвоевать европейское побережье Мраморного моря и Фессалоники. Однако турецкие войска, вошедшие в Малую Азию, продвинулись к Эгейскому морю, лишив греков демографического перевеса в регионе. Более того, накануне Ангорского сражения множество турок со своими стадами начали переправляться в Европу, ещё плотнее заселив долину Марицы и Фракию. Таким образом, нашествие Тимура скорее ускорило тюркизацию и мусульманизацию балканской Фракии, изолировав Константинополь от соседних христианских стран, не оставив Византийской империи шансов на сохранение независимости, и только на время отсрочив катастрофу этого государства.
Nomads of the Great steppe