Aкадемик РАЕН Юрий Помпеев: Людей в Ходжалах уничтожали по национальному признаку, в той бойне участвовало некоторое количество российских солдат
23-02-2016, 21:22
Юрий Помпеев - историк, профессор, доктор культурологии, член Союза писателей России, академик РАЕН, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, автор многих исторических монографий, в том числе таких, как «Карабахский дневник» и «Кровавый омут Карабаха», в ходе работы над которыми он долгое время изучал Ходжалинскую трагедию.
Юрий Александрович, подходит ли для описания событий в Ходжалах термин – «геноцид»?
- Вполне подходит, это была бойня. Людей уничтожали безоружных, мирных, многих с детьми на руках. Второе обстоятельство очень важное то, что людей уничтожали по национальному признаку. Налицо основания для названия этих событий геноцидом против азербайджанцев. И уж абсолютно точно это большое военное преступление, которое найдет еще свой суд.
В Ходжалах на тот момент, в числе других, жило и некоторое количество тюрков-месхетинцев. Этот многострадальный народ был выслан в свое время Сталиным из Грузии в Ферганскую долину, а в конце 80-х, после ферганских погромов он начал возвращаться на Кавказ. Но и в Ходжалах месхетинцы не смогли найти покоя: многие из них были убиты, раздавлены танками.
Во время написания «Карабахского дневника» я встречался с людьми, выжившими в этом избиении. Многие из них в то время были еще детьми, юношами, девушками. Им эта трагедия нанесла непоправимый ущерб, в том числе психологический: они так и не избавились от неприятных воспоминаний. Например, одна девушка, в результате пережитого так и не смогла обрести нормальную речь. Я общался с этим изуродованным человеком. Это ужасно.
- А какие цели, на ваш взгляд, преследовала Ходжалинская операция?
- Достаточно ясно по этому поводу выразился нынешний президент Армении Серж Саргсян в интервью известному журналисту Томасу де Ваалу: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутить, и что мы не поднимем руку на мирное население. Но мы смогли сломать этот стереотип». Это было действительно первая, но не последняя устрашающая акция против азербайджанского мирного населения.
- Некоторые считают компанию «Справедливость Ходжалам» как бы ответом на армянскую кампанию признания геноцида...
- Не думаю, что это какой-то ответ, это вполне самостоятельная кампания. Другое дело, что акция «Справедливость Ходжалам» немного запоздала. Но благодаря Лейле Алиевой правда о Ходжалинских событиях дошла до российской общественности, до многих европейских и американских парламентариев. В России важно донести, что в той бойне участвовало и некоторое количество российских солдат и танкистов 366-го мотострелкового полка. Пусть в подвыпившем состоянии, пусть под давлением, но они участвовали, и об этом должны знать россияне.
- Возможно ли еще примирение между двумя народами? Если да, то по какому сценарию оно пойдет?
- Примирение должно начаться снизу, с простых людей. Необходимо четко различать военных преступников и террористов от простых граждан. Армянская нация - очень духовная и думаю, не позволит надолго навязывать себе ложные стереотипы.
Бывший президент Армении Роберт Кочарян заявлял о психологической несовместимости азербайджанцев и армян. Этот тезис не поддается никакой критике. До войны люди десятилетиями спокойно жили по соседству, ходили друг к другу в гости, заводили общие семьи. И до этого еще были войны между азербайджанцами и армянами – ведь примирились же потом.
Невозможно не примириться в какой-то степени, потому что эти народы - соседи. В мире много территорий, как и на Южном Кавказе, где люди перемешаны и между ними невозможно провести безболезненно линию раздела.
Нужно создавать духовные связи, чтобы люди могли жить вместе, работать вместе, разрабатывать основы взаимоуважения. Другого человека не обязательно любить, обязательно лишь уважение. Для этого нужны примеры, в том числе и от известных представителей народа, руководителей. Во время Европейских игр в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев вручил медаль армянскому спортсмену, мало того он жестом попросил трибуны не освистывать, и люди сменили свист на аплодисменты. Это было очень показательно.
«Москва – Баку»