Армянская церковь: БОРЬБА ЗА ДУШИ И ИХ КОШЕЛЬКИ
1-11-2017, 04:17
Но эта показуха – только для внешнего пользования
На любого стороннего наблюдателя, достаточно глубоко интересующегося делами Армянской Апостольской Церкви, не могла не произвести впечатления фантасмагорическая картина от сентября 2016 года: по парадной площади впереди войсковых колонн бодро печатает шаг рота священников армянской церкви. Тогда сразу возник вопрос – разве ходят строем в торжественном церковном облачении военные капелланы американской армии? Или, может быть, в Армии обороны Израиля военные раввины маршируют на парадах с покрытыми белым покрывалом (талит) головами? Все сомнения развеяло ведомство епископа Вртанеса Абрамяна, гордо именуемое «Духовным предводительством Вооруженных Сил Армении», сообщившее, что «отдельное участие священнослужителей Св. Первопрестольного Эчмиадзина в военном параде является уникальным не только для армянской армии, но и всего мира».
Однако ошиблись армянские клирики. Есть прецедент хождения священнослужителей в солдатском строю. 10 февраля 1945 года в Западной Пруссии состоялся парад французской 33-й гренадерской дивизии СС «Шарлемань», который открыли две шеренги католических капелланов. А нацистским приветствием военных священников встречал их командир, папский прелат монсеньер Жан, он же граф Майоль де Люпе. Кстати, штурмбаннфюрер СС и близкий друг Драстамата Канаяна (генерал Дро), командира фашистского Армянского легиона.
И еще одна случайная ассоциация. Над парадным строем армянских священников развевалось их собственное боевое знамя, с начертанными на нем словами «С нами Бог». А на эсесовских кинжалах готическими буквами был тонко выгравирован девиз: «Gott mit uns» («Бог с нами»)…
Но я не хочу проводить никакие аналогии деятельности Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Армении с положением религиозных организаций в фашистской Германии. Да это и невозможно. Нацисты были довольно равнодушны к религии. Если искать какие-то исторические параллели для армянской церкви, то ее, скорее, можно сравнить с самой национал-социалистической партией Германии. Кому-то это сравнение покажется шокирующим, а интеллектуалы вспомнят, что у армян уже есть своя фашистская идеология, разработанная в 30-ые годы гитлеровскими приспешниками Гарегином Нжде и Айком Асатряном. Называется она – «Цехакронизм».
Это откровенно расистское учение предлагает весь идейный набор националиста-психопата – названы враги (турки, коммунисты и их агенты), есть учение о чистоте армянской крови, культ героических предков и, конечно, культ силы в традициях арийской «белокурой бестии». Только в армянском исполнении, если хватит воображения представить таковую. Одна проблема для ААЦ – в цехакронизме очень мало самой армянской церкви. А она привыкла играть по крупному. Ей нужно все.
Но, между прочим, армянская церковь уже немало имеет. Конституция Армении признает исключительную миссию Армянской Церкви в жизни армянского народа. Не государства Армения, а всего разбросанного по континентам народа. Статья 17 «Закона о свободе совести» наделяет Армянскую церковь монопольной миссией в вопросах проповеди, духовного образования и, конечно же, «постоянного присутствия» в армии, образовании – одним словом, везде.
Это значит, что, к примеру, русский священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване по армянским законам вообще не имеет права общаться со своими немногочисленными верующими с церковного амвона, а если и делает это, то со снисходительного разрешения армянских церковников. Иначе говоря, русская церковь в Армении оказалась пристегнутой к армянской на короткий поводок, а над всей духовной жизнью совсем небольшой православной общины висит дамоклов меч избирательного армянского правосудия.
Если бы в азербайджанской Конституции за исламом признавалась «монопольная миссия» в жизни азербайджанского общества, а в стране действовали бы такие дискриминационные по отношению к другим конфессиям законы, как в Армении, то весь мир обвинил бы Азербайджан в проведении политики исламского фундаментализма. Однако Конституция Армении признана экспертами ООН «полностью соответствующей международным критериям».
Но, справедливости ради признаем, что религиозная политика Еревана, иногда вызывает раздражение даже у вполне лояльного к нему американского истеблишмента. В докладе Госдепа США «О религиозных свободах 2014» указывалось и на принудительное крещение призывников, и на преследование атеистов, и на то, как апостольская церковь лезет в политическое воспитание военнослужащих и школьников со своими «уроками этики с духовной направленностью», а, на самом деле, проповедью оголтелого национализма. Но никаких конкретных выводов, конечно, сделано не было. Пожурили и только.
ААЦ давно стала опорой правящего режима, который щедро расплачивается с ней полным освобождением от налогов, бесконечными преференциями – то новые земли подарит, то «добровольные пожертвования» организует. А как же иначе, за все надо платить, тем более, что у армянской церкви есть важнейшая функция – следить за армянской диаспорой, которую надо приручить к нынешним ереванским властям, и выполнять дипломатические миссии, прежде всего, в России.
Я приведу весьма показательное свидетельство хорошо известного за пределами Армении веб-дизайнера Момика Варданяна, который в свое время учился в армянской семинарии. Вот как он ответил на вопрос об отношении армянского Католикоса Гарегина II к патриарху Кириллу: «Католикос относится к вашему Кириллу как наше правительство к Путину — со страхом и благоговением». И, действительно, при открывшемся пять лет назад огромном армянском храмовом комплексе в Москве есть свой музей. Недавно в нем был установлен памятник царю Николаю II, как «спасителю значительной части армянского народа во время Первой мировой войны». Выслужились армяне перед православной церковью, известной своим не в меру трепетным отношением к монархии Романовых.
Но эта показуха – только для внешнего пользования. Для армянской же интеллигенции предназначено с восторгом встреченное «исследование» главного редактора журнала «Намахет» Карена Агекяна. По его версии «Николай II вместе со своим батюшкой Александром III, Петром Столыпиным, а также главноначальствующими на Кавказе Шереметевым и Голицыным входит в «почетную» первую пятерку врагов армянства в российской империи».
Как же иначе, если последний русский царь «подписал известный указ о лишении Армянской Апостольской церкви права распоряжаться ее имуществом». А царский премьер Петр Столыпин вообще считал, что армяне «фатально играют роль болезнетворного микроба на теле всякого здорового племени, их приютившего». А мы-то думали, что армяне люто ненавидят только Ленина с большевиками, заклейменными как «пособники кемалистов».
Но главное для ААЦ – это, безусловно, борьба за умы и кошельки диаспоры, которую Св. Эчмиадзин ожесточенно ведет с …Великим Домом Киликилийским. Что уж говорить, странно организована армянская церковь. Все время твердит о единстве армянского народа, но сама представлена двумя католикосатами: в Эчмиадзине - Гарегин II, в Ливане – Арам I, и двумя патриархатами — Иерусалимским и Константинопольским. Гарегин – лидер, скажем так, не совсем бесспорный. С 50-х годов обе ветви церкви так разругались между собой, что сорок лет вообще не имели никаких контактов. Впрочем, и сегодня оба католикоса, как говорится, домами не дружат.
А причина одна - львиная доля бюджета обоих католикосатов приходится на пожертвования диоцезов, так называются церковно-административные территориальные единицы, на которые поделена вся диаспора. Причем, под рукой Арама – восточные страны (Иран, Турция, Ливан и т.д.), а Гарегин покровительствует американским и европейским диоцезам. Но первенства в схватке за денежные потоки Св. Эчмиадзин так и не получил.
Для того, чтобы понять причины прохладного отношения диаспоры к Гарегину, потребуется, наверное, еще одна статья. Поэтому обрисую проблему в телеграфном стиле. Уже сотню лет Дом Киликилийский находится под серьезным влиянием партии «Дашнакцутюн», крайне популярной у диаспоры. Дашнаки не только не думают о примирении с Турцией, они еще строят планы создания «Великой Армении», а такие мечты о славе и величии очень греют бывших армянских эмигрантов в США и Европе. Значит, и деньги они платят ведомству Арама I совсем немалые. Причем, в конвертируемой валюте, а не в каких-то непонятных драмах.
Но есть в политике обоих католикосатов одна общая деталь – они все время ищут врагов. Как внешних (это любой, кто усомниться в армянской исключительности), так и внутренних. В традиции армянского цехакронизма их называют «таканками». Сомневаешься в великоармянских идеалах – таканк, женился на девушке «неправильной национальности» - таканк, а если уже церкви не жертвуешь – то таканк, ненастоящий армянин, и, как говорил один из идеологов армянства Айк Асатрян, «антиродовой шайтан». (Слово какое-то неармянское).
Впрочем, все больше армян, особенно зарубежных о своем отношении к Армянской Апостольской Церкви «говорят ногами» - бегут от нее в другие конфессии, даже секты, теряют интерес к духовной жизни. И все это происходит под проклятия клириков всех армянских католископатов и патриархатов. А ведь сами церковники могли бы лишний раз к священному писанию обратиться. Может быть, и вычитали что-нибудь полезное. Например, «…это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть». Книга пророка Исаии. Глава 56.
Вице-президент Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу
vesti.az