Накар (казахский дауылпаз) - барабан звук которого призывал к бою
Bu gün, 09:54
![Накар (казахский дауылпаз) - барабан звук которого призывал к бою](/uploads/posts/2025-02/1739542125_1.jpg)
Фото: Военный духовой оркестр эмира Бухары, 1909 год.
В тюркских империях перед дворцом правителя было специальное помещение без передней стены – сцена, называемая наккара-хане. Дирижером выступал мехтер, который задавал ритм мелодии и руководил оркестром ударами в накар. Тюркские мелодии вдохновили Моцарта и Бетховена написать «Турецкие марши».
Сигнал к бою накара у тюрков-монголов Кайду-хана, потомка Чингиз-хана. Двухструнный инструмент это или домбра или дутар.
МАРКО ПОЛО «КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА», XIII век.
«…Вот расположились так обе стороны, изготовились, ждут ударов накара.
Татары не смеют начинать битвы, пока не забьет накар их предводителя; как только он забьет, тут они и начинают битву. Есть у татар и такой обычай: когда они изготовляются и ждут битвы, прежде нежели накар забьет, поют они и тихо играют на двухструнных инструментах; поют, играют и веселятся, поджидая схватку. И вот изготовились обе стороны и ждут, по обычаю, ударов накара и битвы; и просто удивительно, как хорошо они пели и играли. Вот так-то стояли и поджидали ударов накара.
Что же вам сказать? Забил накар, и люди, не медля, бросились друг на друга…».
Казахский эпос «Камбар-батыр» золотордынского цикла.
«…Девять всадников взяв с собой,
В боевую одевшись медь,
Он велел им в дудки дудеть,
Он велел в барабаны греметь.
Устремились войска, заиграл керней…».
Оркестр у Аббас шаха Сефеви, тюркских правителей Азербайджана, Ирана и Ирака.
АДАМ ОЛЕАРИЙ «ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗВЕСТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ, ПРОИЗОШЕДШЕГО ПО СЛУЧАЮ ГОЛЬШТЕЙНСКОГО ПОСОЛЬСТВА ИЗ ГОТТОРПА К МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ, ВЕЛИКОМУ ЦАРЮ МОСКОВИИ И ШАХУ СЕФИ, КОРОЛЮ ПЕРСИИ», XVII век.
«…За этой галереей к Царскому Дворцу идет здание с двумя друг против друга лежащими ходами, называемое накара-хане (Nakara chane), на котором ежедневно играют флейтщики, барабанщики и керенеи (Kerenei), трубачи, свою музыку при закате солнца, и также во время входа и выхода Шаха. Музыка при захождении солнца употребляется по всей Персии, где только есть Ханы и большие господа; обычай этот введен Тамерланом, когда он был еще обладателем здешних стран, и соблюдается охотно и поныне его потомками…».
Узбекский оркестр.
АБДУРРАХМАН-И ТАЛИ` «ИСТОРИЯ АБУЛФЕЙЗ-ХАНА», XVIII век.
«…Когда султан весны разбил палатку и шатер миндаля и фиалок на равнине лугов и взвалил [целый] паланкин бутонов на молодого верблюда розовых кустов; [когда] он прокричал шелестящим тюльпанам: «Взойдите на лугах!», опоясался шашкою зелени, сел на пестрого коня дней и ночей и повесил за плечо круглый щит из роз, а исторгающее жизнь острие копья – шип розы – положил на руку; [когда] он заиграл на флейте из нарцисса и забил в барабан похода перед наккара-ханэ из изумрудных почек – тогда он направился в «Матерь городов» розового цветника…».
Оркестр империи Ак-Коюнлы, тюркских правителей Азербайджана, Ирана и Ирака.
ФАЗЛУЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ХУНДЖИ «ТАРИХ-И АЛАМ-АРА-ЙИ АМИНИ», XVI век.
«…Последним походом покойного хакана (хакан-и са'ид), т. е. Узун Хасана была его священная война (газа) в Грузии в 881 (1476) г., когда стало ясно, что жизнь его подошла к концу. В то время у него было пять сыновей, готовых К наследованию. Внешне старшим и наиболее решительным (сутург) на шахматной доске царского достоинства был султан Халил. Вторым был Гийас ад-Дин Максуд, после которого третьим в порядке старшинства, но более достойным, чем остальные, для правления был Йа'куб. Затем следовали шахзаде Абул-Изз Йусуф-Бахадур и покойный Масих-мирза. Было очевидно, что когда-нибудь Йа'куб станет государем, и Узун-Хасан высказывался в этом смысле своим приближенным. Из своего набега (йуриш) на Рум Узун Хасан возвратился в свою ставку (ордуйа) сжалким отрядом. Все оркестры музыкантов (наккара-хане «тамбуристы») были потеряны, кроме оркестра Йа'куба, и он то и сыграл салют (наубат) Йа'кубу вечером, и все поняли, что черед (наубат) его царствования наступил. По возвращении из Грузии Узун Хасану стало плохо и после прибытия из Тебриза его слабость увеличилась. …».
Султан Османской империи подарил хану Крымского ханства военный оркестр в 7 рядов.
ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ «СЕЙАХАТНАМЕ», XVII век.
«…Если род Османов идет в поход, татарским ханам присылают "сапожные деньги", а также доставляют 12 тысяч алтунов для жалования этим капы-кулу. Деньги делят между капы-кулу. По благословенному хассу, падишахскому закону, наравне с бейлербеем Румелии содержание ханов составляет 100 тысяч акче. Их берут от кефинской таможни, счет ведут эмин с дефтердарами и секретарями. Таков падишахский закон.
Ханам было пожаловано 2 знамени, 2 санджака и байрака и военный оркестр в 7 рядов…».
Кыргызские и казахские боевые мелодии.
Фридерикс Н. «Туркестан и его реформы. Из записок очевидца», 1869 год.
«…Между киргизами, особенно сарыбагишами из рода Богу, мне случалось слышать музыку на духовом инструменте, в роде свирели, с медным раструбом на конце. Музыкант выделывал с большою легкостью затейливые пассажи, далеко нелишенные блеска и приятности. Между прочим он мне сыграл условный вызов на баранту — небольшая мелодия очень бойкого, суетливого характера. Вообще музыка этого удалого виртуоза, в киргизском войлочном колпаке, на тощей лошади, переливами своими и длинными нотами, как эхо, напоминала швейцарские арии, и как это случилось между высокими живописными горами, но дороге на Иссык-Куль, то очарование казалось еще полнее. По сигналу к баранте, обыкновенно в глухую ночь, раздавались крики «Атан Аблай (Атан — оконяйся. Аблай был знаменитый хан Большой орды. Потомки его Аблайхановы были старшими султанами)» - и все воскресало: всадники вооружались длинными пиками, союлами, айбалтами (Союла — здоровая палка с утолщением на конце; айбалта — топорик на длинной древке), а кто и длинным ружьем, снабженным вилообразною подстановкою и фитильным замком, и дружина отправлялась за сотни верст отгонять табуны враждебного племени, пробираясь опасными горными тропинками и скрываясь днем в трущобах более пустынной местности…».
Приобретайте «Тюркский календарь» в "Каспи магазине".
/kaspi.kz./
Nurlan Saltaev