Джафаров Ю.Р. Баку и поход гуннов. 1990 г.
Bu gün, 16:04

Наиболее раннее свидетельство о месте, где впоследствии возник город Баку, восходит к сообщению византийского историка и дипломата Приска Панийского о вторжении гуннов в 395 г. в Переднюю Азию.
Находясь в качестве посла императора Феодосия II (408-450) в 448 г. в ставке знаменитого вождя гуннов Аттилы на Дунае, Приск встретил там представителей Западной империи - комита Ромула и двух его спутников, которые пытались уладить мирным путем спорные вопросы с "королем гуннов".
Ромул тогда рассказал Приску некоторые подробности о походе гуннов в "мидийскую землю" (сасанидский Иран), который состоялся в 395 г. и произвел такое впечатление на современников, что о нем еще долго с ужасом сообщали греческие (Сократ), латинские (Иероним) и сирийские (Иешу Стилит, Бар-Эбрей) источники.
При этом Ромул ссылался на свидетельства самих участников этого похода - двух гуннских вождей Басиха и Курсиха, в свое время побывавших в Риме и опрошенных Ромулом.
2. Согласно этим данным, войско гуннов прошло степью, переправилось через Меотиду (Азовское море) и "по прошествии 15 дней", перевалив через Кавказские горы, вторглось в Мидию, т.е. закавказские владения сасанидского Ирана.
Однако здесь гунны, опустошавшие и грабившие города и селения, были встречены большим войском персов. Из страха перед этой опасностью гунны были вынуждены повернуть назад, но "перешли горы" (Кавказский хребет) с небольшой добычей, так как большая ее часть была отбита персами.
Опасаясь преследования со стороны врагов, гунны возвратились в степи Северного Кавказа (а затем на Дунай) не по той дороге, откуда совершили вторжение в Закавказье (Дарьяльский проход), но "повернули на другую дорогу" и, пройдя "пламя, поднимавшееся из подводной скалы", прибыли на родину.
3. Обратный путь гуннов не вызывает сомнений: он проходил по единственной дороге (через Дербентский проход) вдоль каспийского побережья (по линии - Аляты - Гобустан - Сангачалы - Приморск - Шихово - Апшерон - Насосный - Яшма - Килязи - Сиазань - Дивичи - Хачмас - Худат - Дербент).
По-видимому, именно на Шиховском подъеме гунны и могли наблюдать "пламя.. из подводной скалы", т.е. газовые выбросы в скальном рельефе вблизи Баилова, где столетия спустя вырос наш город, символом которого являются три огня, до сих пор горящие на Девичьей башне.
Фархад Гаджиев
TEREF