Тайны Великой Болгарии и сокровища Кубрат-хана
21-01-2024, 00:07
Часть IV. «Золотая» яма
Cледы кочевых болгар хана Кубрата сохранились в виде погребальных памятников и кладов. Они были открыты в районах Причерноморья и Приазовья-Кубани. Вторую группу болгарских памятников составляют клады, среди которых выделяется знаменитый Перещепинский клад – сокровища хана Кубрата.
***
…29 мая 1912 года пастух-подросток из села Малая Перещепина Константиновградского уезда Полтавской губернии в погоне за стадами провалился ногой в яму. Заглянув в неё, он увидел золотой сосуд, позвал товарища, вдвоём еле вытащили его и вместе достали из земли ещё несколько золотых чаш. Клад оказался богатым: золотые и серебряные сосуды – блюда, чаши, амфора, кувшины, кубки, кружки, ритоны; ковши, ложки; предметы поясного набора, принадлежавшего знатному воину – пряжки, бляшки, накладки, застёжки, наконечники ремня; предметы конского снаряжения – обкладки лук седла, стремена; предметы оружия и воина – мечи, накладки на ножны меча, наконечники ножен меча, обкладка верха колчана; украшения – браслеты с инкрустацией, перстни, гривна, серьги, 69 золотых византийских монет, в том числе ожерелье из них, а также отдельные монеты, облицовка набалдашника и древка посоха, украшения шкатулки в виде пластинок, гвозди и другие находки.
Всего из сохранившихся обнаруженных предметов в данный момент можно указать около 800 золотых и серебряных предметов, в том числе 69 византийских монет. Общий вес золотых вещей составил около 25 кг, а серебряных – около 50 кг. Среди монет большинство составляют солиды, чеканенные в последние годы (637-638 годы – 41 экземпляр) правления императора Ираклия и в начале правления Константина II (641-646 годы – 19 экземпляров). Среди поясных наборов выделяется золотая пряжка весом 400 гр, предназначенная только для патрикиев. Среди более ранних вещей имеются блюдо епископа Патерна с клеймом императора Анастасия (491-518) и амфора времён Юстиниана I (527-565). Некоторые предметы выполнены в более грубой манере, учитывая вкусы кочевников.
***
Загадки клада
Естественно, клад вызвал огромный интерес среди учёных: когда и кем оставлен, к какому народу имеет отношение? Место его нахождения в 1960-1980-х годах дополнительно исследовали украинские и болгарские археологи. Нашли они и того мальчика, уже седобородого старика – Маджара Карпа Ивановича, нашедшего его в 1912 году. По его словам, в яме между вещами были найдены куски дерева, скорее всего, дуба в форме дощатых брусьев, а также остатки сгнившей коричневой ткани, по-видимому, шёлковой, протканной золотыми нитями. Встречались, правда, в небольшом количестве, разрозненные человеческие кости и кости животных. Вопрос о времени захоронения споров не вызывал – середина VII века или вторая половина того же столетия. Самым сложным оказалось определение этнической принадлежности его: к какому роду-племени относился тот человек, в честь которого положено это сокровище.
Вошедшая во все школьные и вузовские учебники истории гипотеза академика Бориса Рыбакова, долго время стоявшего во главе Института археологии Академии наук СССР, приписывала клад славянам. Но она подвергалась осторожной критике в трудах других археологов, которые в сугубо предположительной форме (но с внутренним убеждением) высказывали своё мнение о связях Перещепина с тюркскими кочевниками раннего средневековья. На вопрос, кто же конкретно похоронен у д. Перещепина, в начале 1980-х годов нашли ответ австрийский исследователи: языковед В. Зайбт и историк Й. Вернер, доказавшие принадлежность погребения болгарскому хану Кубрату. Данная точка зрения базируется на расшифровке монограмм «Куврат» и «Куврат патрикий» на двух золотых перстнях из клада: на первом перстне ими прочитано слово «xobratoy» (Куврат/Кубрат), на втором – «xobratoy patp[*-r-?]ikioy» (Куврат/Кубрат патрикий).
Первый из них, пожалуй, был подарен Кубрату ещё до присуждения ему титула патрикий (один из высших византийских титулов, который жаловался императором и не передавался по наследству – Ред.). Монограмма на третьем перстне «bat op[*-r-?]xf(n)oy patpikioy» расшифрована как «бат/князь Орхана – патрикий». Орхан – дядя Кубрата, болгарский вождь времени, когда они жили ещё в полном подчинении у тюркского кагана. Это он отдал Кубрата на воспитание в дворец императора в Константинополе. Но к Перещепинскому кладу он не имеет отношения. Таким образом, нашлось и место погребения болгарского хана Кубрата. А сам клад, хранящийся в особой кладовой Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, сами сотрудники музея называют просто – сокровища Кубрата.
***
Одним из важнейших вопросов, занимавших исследователей, являлось определение характера сокровища. В разное время его трактовали просто как клад, поминальный храм, погребение или жертвенное захоронение ценностей, предназначенных для покойного знатного лица. В последние годы исследователи пришли к почти единодушному мнению о том, что данный комплекс следует рассматривать только в качестве погребения с богатыми дарами. Они обратили внимание на слова находчика клада К.И. Маджара об обугленных кусках дерева и обломках костей человека. Украинский археолог А.Т. Смиленко доказала наличие случаев кремаций у высшей знати древних болгар и высказала точку зрения, поддержанную всеми исследователями, о том, что хан Кубрат после смерти был подвергнут кремации, а в яме, расположенной поблизости могилы, как и положено по обычаю предков, зарыли ценные вещи, дарованные ему при жизни.
Кремация – традиционный обряд тюрков. Чтобы не быть голословным, приведу описание такого обряда китайским летописцем времён Тюркских каганатов (в переводе Н.Я. Бичурина): «Тело покойника полагают в палатке. Сыновья, внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей и овец и, разложив перед палаткою, приносят в жертву; семь раз объезжают вокруг палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку надрезывают себе лицо и производят плач; кровь и слёзы совокупно льются… Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, и вместе с покойником сжигают: собирают пепел и зарывают в определённое время года в могилу… В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно, если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи».
***
Наличие такого обряда у древних тюрков доказано археологически (могилы с кремаций и каменные изваяния рядом с ними на Алтае). Интересно и то, что в последние годы богатые сокровища, похожие на Перещепинское, обнаружены в Албании у деревень Врап и Ерсеке. В них тоже такие же посуда из серебра и золота, детали поясного набора, оружие, византийские монеты. Среди них выделяются серебряные блюда с тамгой Константина II (641-651). По предположению учёных, эти богатства попали сначала в руки аварского кагана, потом перешли Куберу, сыну Кубрата и оказались в кладе у его могилы.
Вторую часть «Хазары и семейный раздор» читать по ссылке:
https://www.facebook.com/ngsjournal/posts/pfbid029MCc32K9Atq968gEjNnVNbSjEVQvpyjD5kh54NNKzMYbqastHmf3CkHsWFHaRafGl
***
Фото: меч хана Кубрата