Род ТӦӦЛӦС
4-08-2024, 00:01
Предмонгольское время. В X столетии этнополитическая ситуация в Центральной Азии существенно изменилась. В 916 г. правитель киданей Елюй Амбагань совершил поход на запад.
Сначала он овладел г. Хэдун (Хатун-балык) на Орхоне, затем направился на Эдзин-гол и Ордос, покорил тюрков-шато и тухуней. К 924 г. влияние киданей рас- пространилось вплоть до верховьев Иртыша. В 947 г. при Дэгуане, преемнике Елюя Амбаганя, империя киданей стала называться Ляо.
В «Ляо ши» (хронике династии Ляо) нет прямых указаний о сражениях киданей с енисейскими кыргызами [Викторова 1980; Кычанов 1997].
По-видимому, к тому времени основная часть кыргызов покинула Се- верную Монголию и вернулась в долину Енисея.
Это, в свою очередь, привело, вероятно, к переселению племен байат, урасут и кештеми (кэсдем) с долины Кемчика и более отдаленных юго-восточных территорий на Верхнее Приобье, где они стали жить по соседству с тёлэсами и, возможно, с теленгутами.
По вопросу о времени и месте образования племени теленгут (телег) до сих пор нет полной ясности. Опираясь на недавно изданный перевод маньчжурского варианта «Ляо ши» («Дайляо гуруни судури»), можно высказать одно предположение.
По имеющимся отрывочным сведениям, в X в. теленгуты, вероятно, назывались диле (дилей) и жили приблизительно к западу от найманов (нянь ба го).
Они, как и найманы, признали зависимость от киданей [История 2007: Приложение]. Реконструкция этнического состава теленгутов также является сложной задачей. Если исходить от родового состава верхнеобских теленгутов XVII в., то с известной долей вероятности можно сказать, что этническую основу теленгутов составили рода мундусов, тодошей, тёлёсов, ябаков и др. Например, представители знати мундусов (Абак-тайши и его потомки), по меньшей мере с конца XVI до начала XVIII вв. стояли во главе объединения теленгутов [Уман- ский 1980; Самаев 1991]. Согласно «Ляо ши», племена Северной Монголии были распределены на три наместничества, созданные на основе трех крупных административных единиц (бу) предыдушего Кыргызского каганата [Викторова 1980; Кычанов 1997: 124, 164]. Города – центры киданьских наместников превратились в крупные торгово-ремесленные и культурные центры. Среди киданей (кытаев) процветала буддийская культура, а у кереитов и найманов распространилось христианство несторианского толка [Викторова 1980: 168–169].
Киданьская культура оказала значительное влияние на соседние народы Центральной Азии и Южной Сибири. Оставшиеся в Северной Монголии и Прибайкалье племена уйгуров, огузов и тукюе (меркиты, туматы), очевидно, адаптировались в киданьской этнокультурной среде, а некоторые из них восприняли киданьские (монгольские) названия.
Например, потомки двух объединений огузов – jети-огузы и секиз-огузы, которые кочевали между Северным Хангаем и Алтаем, стали называться долонами и найманами соответственно [Викторова 1961; Екеев 2006]. По-видимому, в это же время за группой огузов, жившей в Восьмиречье (Секиз-мурен), закрепилось название ойрат, или ойрот (об этимологии данного этнонима см.: Рамстедт 1909; Рассадин 2004).
На это указывает краткие данные китайского справочника: «Прежде у монголов был некто Буданцар, его аймак находился на севере У-хуань, вместе с вэй-ло, найманами и 9 родами ****-ху, погранично с древним городом Хэ-линь…» [Позднеев 1899: 76, прим.]. Веротяно, термин вэйло, как и вала в «Мин ши», является китайской передачей слова ойрат.
В конце X–XI вв. на территории Северной Монголии сформировались новые этнополитические объединения – ханства кераитов (кереитов), найманов, татар, ойратов, дурбенов и меркитов. Их государи стали вассалами империи Ляо, а после разгрома го- 51 сударства киданей чжурчженями перешли под протекторат империи Цзинь [Малявкин 1974: 78]. Кераиты занимали территорию от долин Толы–Керулэна до Ордоса. Их сосе- дями на севере были меркиты долины Селенги, на востоке – татары Буир-нора и на западе – найманы. В «Ляо ши» упоминаются также дархаты (около оз. Косогола), урянхайцы и дэрбэны или дурбены (рядом с татарами), разные группы уйгуров, тюрков (туцзюе), шивейцев и много других зависимых и самостоятельных народов [Викторова 1980: 165, 168; История 2007: Приложение]. Во владения найманов входили земли от северного Хангая до верховьев Иртыша. Политическое влияние найманов распространялось и на южные окраины нынешней территории Горного Алтая, потому что в составе их владений указаны Улуг-таг, мест- ности по Сокау, горы Элуй–Сирас и другие земли между Синим Иртышем (Кöк Эртиш) и «областью киргизов» [Рашид-ад-дин 1952: 150–151]. На современных картах Улуг-таг соответствует горному узлу Табын-богдо-ула, где сходятся хребты Сайлюгемский, Ка- тунский и Алтайин-нуру (Монгольский Алтай). Местность Сокау – это верховье долины Ойгора с горным перевалом Суок на пути в бассейн Синего Иртыша.
А горы Элуй-Сирас соответствуют верховьям рек Алей и Чарыш (Чарас) на западе Алтая.
К «области киргизов» относились, согласно алтайским преданиям, долины Чолушмана и Башкауса [Алтайцы 2005].
Но основная территория Горного Алтая оставалась под контролем алтайских тюрков-тöлэсов. Обширные земли к западу и востоку от верхнего течения Оби занимали кыпчаки, теленгуты и другие племена.
В этнополитической классификации кочевых народов Центральной Азии, предпринятой Рашид-ад-дином, кераиты, найманы, кыргызы и другие, имевшие собственных государей, отнесены к группе народов, у которых «с монгольскими племенами большой связи и родства не было, хотя по типу [облику] и языку они были к ним близки».
Во вторую группу Рашид-ад-дин включил народы, «которых в настоящее время называют монголами, однако в начале их название не было таковым».
В их числе указаны алтайские и верхнеобские племена – тöлэсы, теленгуты, кештеми (кэсдем), урасуты и тасы, а также племена Прибайкалья и Восточных Саян – меркиты, туматы, ойраты и другие. Но для племен и народов обоих групп было характерно то, что о происхождении их родов «за давностью времени в подробностях неизвестно» [Рашид-ад-дин 1952. (1): 77, 92, 126]. Летописи сообщают также, что среди теленгутов, урасутов и кештеми «есть много лекарей, которые хорошо знают хирургию и умеют составлять разные лекарства» [Абуль-Гази 1906: 41; Рашид-ад-дин 1952 (1): 122–123, 151]. Они жили «по ту сторону киргизов, [на расстоянии] около одного месяца пути» от г. Хэлина (Каракорума) [Ста- ринное 1866: 131].
Монгольское время. В первое десятилетие XIII в. енисейские кыргызы, тöлэсы, теленгуты и «лесные племена» Саяно-Алтая были присоединены к Монгольскому государству. Некоторые подробности об этом событии приводятся в летописях Рашид-ад- дина, «Юань ши», «Сокровенное сказание монголов», «Шара Туджи», «Алтан Тобчи» Лубсан Данзана и других источниках. Так, на подступах к Алтаю Чингисхан в год овцы (1199 г.) разбил в местности Ки- шил-Баши (совр. Урунгу) найманского Буюрук-хана, заставив его бежать в область Кэм- Кемджиут.
А в год мыши (1204 г.) он разгромил войска другого найманского правителя, Таян-хана, который умер от ран [Рашид-ад-дин 1952 (2): 112, 148]. В год барса (1206 г.) у истоков Онона состоялся всемонгольский курултай (съезд), на котором Темучина про- возгласили Чингисханом.
На курултае Чингисхан назначил своего соратника-тысячника Хорчи темником, дав ему в подчинение три тысячи бааринов, тысячи хадаркинов, чино- сов и других племен. Однако вскоре Хорчи попал в плен к туматам. В том же 1206 г. в местности Сокау был уничтожен найманский Буюрук-хан. Кушлук, сын покойного Та- ян-хана, с остатком найманского войска бежал в Семиречье к кара-китайскому гур-хану [Старинное 1866: 117; Сокровенное 1990: 104]. В следующем году зайца (1207 г.) Джучи, старший сын Чингисхана, был послан с войском правого крыла для покорения лесных племен. Первым выразил покорность ой- ратский Кудука-беки, который как знаток лесных народов стал проводником войск Джу- чи. Монгольские войска вошли в Шихшит и подчинили тумен ойратов, бархунов, тубасов и других.
Потом Джучи подступил к тумену киргизов. Правитель области Еди-Уру- на Урус-инал (Идэй-инал), князья Алдиер (Алтай-эрэ) и Олебек-дигин (Öрöбэк-дигит) пришли с выражением покорности.
В результате Джучи овладел народами, жившими в лесах «от рода шибир на юг»: кештеми (кэсдэм, кесдиин), баит, теленгут (тэлэнг, тен- лек), тöлэс (тöгÿлэс), тас и другими.
Правители киргизов и вожди лесных народов в знак покорности преподнесли белых кречетов, белых меринов и чёрных соболей. Чингисхан отдал указанные народы в ведение Джучи [Рашид-ад-дин 1952 (2): 151; Сокровенное 1990: 118–119; Старинное 1866: 131–132; Лубсан Данзан 1973: 184]. После западных походов произошло перераспределение племен Алтае-Саянского региона.
Так, племена среднего и верхнего Енисея были отданы младшему сыну Чингисхана Тулую – наследнику Коренного улуса монголов, а территория от Хангая до Тарбагатая вошла в Улус Угэдэя, которому Чингисхан завещал свой престол [Трепавлов 1993: 50, 123; Санчиров 2005: 163]. Когда на курултае 1229 г. Угэдэя избрали великим ханом (кааном), то территория Алтая-Хангая вместе с проживавшими там теленгутами, тöлэсами, ойратами и другими племенами, естественно, вошла в состав Коренного улуса. Однако после кончины в 1248 г. Гуюк-каана (сын Угэдэя) престол великого хана перешел к Мункэ, старшему сыну Толуя.
При Мункэ-каане «войска Угэдэй-каана были разделены и розданы», а территория Алтая передана во владение Ариг-Буги, младшего брата Мункэ.
Его «летнее становище было в Алтае, а зимнее – в Теке и Киргизе» [Рашид-ад-дин 1952 (2): 201–202, 276]. После кончины Мункэ-каана разгорелась борьба за монгольский престол, закончившаяся победой группировки Кубилая над сторонниками Ариг-Буги. События первой половины 1260-х гг. стали началом распада Монгольской империи на самостоятельные государства.
Территории с восточной стороны Алтая и «до берегов моря-океана» перешли во владение Кубилая-каана, а земли с западной стороны Алтая и до Амударьи отошли Алгую – правителю Чагатайского улуса.
Территория к юго-западу от Амударьи до «ворот Мисра» (Египта) стала владением Хулагу, а земли «Хорезма, Дешт-и-Кыпчака от границ Каялыка [на р. Или] до отдаленных мест Саксина, Хазара, Булгара» и других западных стран вошли в Улус Джучи. При Бату-хане огромный Улус Джучи (Золотая Орда) был разделен на восточную (левую) и западную (правую) части: Кёк-Орду и Ак-Орду. В восточную часть вошли земли от Урала до Приаралья на юге и Прииртышья на востоке. После кончины в 1271 г. правителя Чагатайского улуса Барака, князья-чагатаиды избрали на ханский престол внука Угэдэя Хайду. В том же году владения Кубилай-каана на территории Монголии и Китая были провозглашены империей династии Юань со столицей в Дайду (Пекине) [Санчиров 2005: 177].
Таким образом, территория Алтая оказалась на стыке трех держав чингизидов: им- перии Юань, Улуса Чагатая и Улуса Джучи.
В 1278–1301 гг. за контроль над территорией от Алтая до Хангая постоянно шли войны между армиями Кубилая и Кайду.
Так, в 1278 г. на покорение племен Алтая была послана юаньская армия во главе с полководцем Тутухи из племени кипчак.
В 1292 и 1295 гг. он несколько раз вторгался в пределы Алтая и подчинил местных князей – сторонников Кайду. После смерти Тутухи юаньской северной армией, состоявшей в основном из воинов-кипчаков, командовал его сын Чжанур, который в 1297 г. нанес поражение войскам Кайду на реке Алей.
В результате войн территория Алтая перешла под контроль империи Юань и затем включена в состав провинции Линбэй с центром в г. Каракоруме (Харахорине) [История 2002: 229; Санчиров 2005: 181]. После кончины в 1301 г. Кайду-хана началась междоусобная борьба за ханский престол, которая привела к ослаблению и распаду Улуса Чагатая. В 1347 г. эмиры восточной части Улуса Чагатая возвели на престол малолетнего Туглуг-Темира, ставшего первым ханом нового государства Моголистан.
В состав Моголистана входили земли от вер- ховья Иртыша и Семиречья до Восточного Туркестана и Ферганы [Мирза Мухаммад Хайдар 1996]. Основным населением Моголистана были моголы (могулы), состоявшие из племен тюркского и монгольского происхождения: дуглат (доглат), чорас, барлас, канглы, карлук, долан и др. Согласно летописям мусульманских авторов XIV–XVII вв. моголы являлись тюркоязычным народом [Юдин 1965: 52–65]. В Мавераннахре – западной части бывшего Улуса Чагатая – правил внук Казан-хана Хусейн. В 1370 г. амир Тимур (Тамерлан) женился на вдове покойного Хусейна и стал самостоятельным правителем. Начиная с 1371 по 1425 гг. армия Тимура и его преемника на престоле Улугбека неоднократно вторгалась в пределы Моголистана.
Особенно сокрушительным был поход 1390 г., приведший к опустошению Семиречья и Тарбагатая. В середине XV в.
Моголистан разделился на две самостоятельные части, управляемые двумя противоборствующими ханами со ставками в Турфане и Кашгаре. В 1503 г. узбекский Шейбани-хан разгромил объединенные войска правителей Моголистана, в итоге моголы потеряли города Сырдарьи и Фергану.
Их земли ограничивались теперь оазисами и городами к югу от Тянь-Шаня.
Территорию Семиречья, Западного Тянь-Шаня и междуречье Чу–Таласа заняли племена киргизов. С 1521 г., в результате разгрома войск могольского Мансур-хана при Арысе, в Семиречье поселились казахские племена [Аки- мушкин 2004: 241–244]. В восточной части Улуса Джучи примерно в 1428–1429 гг. возникло государство Ши- банидов.
При Абулхаир-хане был захвачен ряд городов бассейна Сырдарьи, и в 1446 г. столица государства была перенесена из Чимги-Тура (Тюмень) в Сыгнак. В 1447 г. от государства Шибанидов отделился Мангытский юрт, ставший основой Ногайской Орды. Столицей Ногайской Орды был г. Сарайчук на реке Яике, а ее восточные пределы до- ходили до Иртыша. Согласно русским и среднеазиатским (мусульманским) источникам, население Ногайской Орды состояло из множества племенных групп (иль) [Трепавлов 2001: 499–504; Исхаков 2007: 237]. Однако, несмотря на бурные события XIII–XIV вв., территорию Горного Алтая занимали алтайские тюрки-тöлэсы и родственные им племена. Это подтверждают сведения, отразившиеся в летописи «Зафар-намэ» Шараф-ад-дина Али Йезди. В 1390 г., когда войска военачальников Тимура, преследуя могольского эмира Камар-ад-дина, достигли берега Иртыша, то он «уже переплавился через реку и ушел в сторону Тюлеса (Tüläs), в чьих лесах, как говорят, водится соболь и горностай». Они обнаружили лодки и плоты, на которых беглецы переплавились через реку. Военачальники несколько дней оставались на том месте, и «каждый послал своего человека за реку наложить свои клеймо и тамгу на высокие ели, которые росли в тех лесах» [Материалы 2002: 159].
Здесь, несомненно, речь идет об известной переправе через Иртыш около устья Бухтармы. А территория к северо-востоку от Иртыша (Горный Алтай) со времени арабской летописи «Худуд-ал-алам» (983 г.) называлась горной страной Тюлес (Тулас), по имени крупного племени алтайских тюрков – тöӧлӧс.
Айана Мундус
TEREF