Исторические курьёзы. Сталин: «А я-то думал, что он настоящий граф»
27-01-2024, 07:04
Не одно тысячеление бытует расхоже-стереотипное мнение, что власть, как и безнаказаность развращают даже самые, казалось бы, стойкие характеры. Данную мысль до своей логической завершенности довёл британский аристократ, историк и политик Джон Эмерих Эдвард Дальберг-Актон. Именно ему принадлежит знаменитый, ставший уже «крылатым» афоризм: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (или, как эта фраза звучит в оригинале: «Power tends to corrupt, and absolute power corrupts absolutely»).
Увы, тезис этот не просто обобщённо-философская мысль, а то, что в мировой истории почти всегда подтверждается практикой. Да, и само слово «почти» является, скорее, данью малоизвестным случаям, говорящим об обратном, нежели о некой скрытой от поверхностного взгляда тенденции...
Увы, не прошли «проверки деньгами и властью» и общественно-политические деятели молодой советской республики, пришедшие на смену «абсолютному самодержавию» с его якобы полным беззаконием и ущемлением любых человеческих прав и свобод.
Одна власть сменила другую, но власть новая в погоне за всеобщим благоденствием и равноправием (как миниум, согласно своей официально декларируемой позиции), стала ещё большим злом для подавляющего большинства населения бывшей российской империи, а также стран, попавших под прямое политическое влияние Советского Союза. Подверглись репрессиям, уехали в вынужденную эмиграцию или были физически уничтожены десятки миллионов человек...
Вместе с тем, «на старой закваске» новая власть пыталась создать и новый тип человека — бескорыстного, верящего в равноправие, живущего и работающего исключительно на общее благо.
К сожалению, как показало время, эксперимент обернулся неудачей. Новый тип человека был создан, но получился он совсем не тем, о чём мечтали теоретики «великой идеи». Более того, и сам эксперимент оставил по себе у народов Советского Союза не только генетическую память о миллионах личных трагедий и едва ли не паническом страхе оказаться один на один с любой государственной системой, какой бы демократичной она не выглядела на первый взгляд, но ещё и массу курьёзных, более того, почти анекдотических историй...
Одна из таких «забавно-нелицеприятных» историй была связана со знаменитым и бесспорно талантливым писателем Алексеем Николаевичем Толстым, автором эпических романов «Хождение по мукам» и «Пётр Первый», классики фантастического жанра - романов «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», а также массы других произведений.
Впрочем, явных и письменно зафиксированных подтверждений истории, о которой пойдёт речь, как и её ироничном завершении непосредственно в кабинете «гения всех времён» И.В. Сталина, не существует (как и подтверждения многим другим событиям, происходившим в своё время на «одной шестой части суши»), потому верить описанному ниже или отмахнуться от этого, как от очередного «мифа» советской поры, оставим, как обычно, исключительно на усмотрение вдумчивого и критически мыслящего читателя...
…когда в 1939 году Советский Союз «принял в свои тёплые и дружеские объятия» Западную Украину и Западную Белоруссию, писатель Алексей Толстой, которого, из-за его происхождения и официального подтвержденного родства со знаменитым дворянским родом Толстых (где относительно их прямого родства сих пор не умолкают споры и бытуют вполне обоснованные сомнения в среде историков и литературоведов) называли «Красный граф», посетил недавно освобождённые от капиталистического ига «братские территории». Послужила ли причиной посещения «государственная необходимость» (поскольку в то время Толстой официально был депутатом Верховного Совета СССР) или обычные познавательные цели, чтобы набраться писательского вдохновения, история умалчивает...
Но сразу после визита Толстого к «братским народам», по Москве стали ходить упорные слухи о том, что в одном из замков Радзивиллов (богатейшего дворянского рода Великого княжества Литовского) писатель был буквально очарован ценным паркетом и захотел вывезти его то ли в свою квартиру в центре Москвы, то ли на собственную дачу в Барвихе.
Раз «Красный граф», а по совместительству знаменитый писатель и депутат Верховного Совета СССР захотел забрать с собой дорогой паркет, никто из «ответственных сотрудников на местах» не смог или не стал ему возражать. Тем не менее, уже на старой государственной границе Советского Союза груз немалого объёма был задержан бдительными пограничниками.
Как свидетельствуют исторические свидетельства оставшиеся «в народной памяти благодарных потомков», то ли очно, то ли по телефону Толстым был устроен настоящий скандал. Отстаивая право владения «своей новой собственостью», писатель, в числе прочего, с возмущением кричал: "Я депутат Верховного Совета СССР!", вероятно, используя мандат всесоюзного депутата, как самый весомый аргумент в возникшем конфликте.
Отстоял ли Толстой реквизированную собственность или нет, история, как и народная молва также, к сожалению, умалчивают.
Но, что интересно, более того, даже анекдотично, так это то, что, когда о случившемся доложили непосредственно «отцу народов» (а в рабоче-обязательном порядке ему докладывали о происшествиях касавшихся всех более или менее заметных общественных фигур в СССР), Сталин лишь удивлённо покачал головой и насмешливо произнёс: «А я-то думал, что он настоящий граф».