Роскомнадзор почти год удаляет материалы о главе ВТБ Костине и журналистке Аскер-заде — но теперь об этом пишут все

7-08-2019, 22:32           
Роскомнадзор почти год удаляет материалы о главе ВТБ Костине и журналистке Аскер-заде — но теперь об этом пишут все
Беспрецедентный, по мнению юристов, случай неизбежно привёл к «эффекту Стрейзанд».
Одна из четырёх до сих пор доступных совместных фотографий Андрея Костина и журналистки Наили Аскер-заде «Пикабу», источник заблокирован
С лета 2018 года Роскомнадзор заблокировал более тысячи публикаций, не считая запрещаемых заодно доменов, о связи главы ВТБ Андрее Костине и журналистки ВГТРК Наили Аскер-заде. Доступ ограничивается по нескольким решениям суда на основе жалоб банка о защите деловой репутации.

До последнего времени блокировки касались в основном малоизвестных ресурсов, но 4 апреля новое расследование издания Baza о квартире Аскер-Заде удалил «Яндекс.Дзен». После этого практически сразу подействовал эффект Барбры Стрейзанд (когда попытка запретить что-либо только приводит к распространению информации). Теперь о ситуации пишут крупнейшие СМИ, в соцсетях обсуждают возможные отношения Аскер-Заде и Костина, а юристы называют действия Роскомнадзора некорректными.

Новый повод для обсуждения — блокировка материала на «Яндекс.Дзене»
4 апреля «Яндекс.Дзен» заблокировал только вышедшее расследование Baza о связи Аскер-Заде с ВТБ. Издание подкрепило утверждения выписками из Росреестра.

В материале говорилось, что Аскер-заде с 2014 года владеет апартаментами в 1-м Зачатьевском переулке в Москве. До 2012 года они принадлежали ВТБ, а затем — иностранному офшору. Baza также упомянула сведения СМИ о другой, находящейся на том же этаже квартире журналистки, якобы полученной от ВТБ через «цепочку сделок».

«Яндекс.Дзен» получил жалобу на недостоверные сведения, а затем уведомление от Роскомнадзора о необходимости удаления материала. Ведомство обосновало требование решением суда по иску ВТБ от 16 ноября 2018 года. Изданию сервис объяснил, что «публикация носит оскорбительный характер или содержит клевету». К вечеру 5 апреля материал исчез из реестра Роскомнадзора, но остался заблокированным на блог-платформе. Причины произошедшего неизвестны.

Аскер-Заде познакомилась с представителями банковской сферы ещё при работе в газетах
Наиля Аскер-Заде, судя по её наградам, одна из самых успешных журналисток России — в октябре 2018 года она получила телепремию ТЭФИ в номинации «Лучший интервьюер». Ранее она работала с финансовыми темами в газете «Коммерсантъ» и с банковским сектором в «Ведомостях», но в 2011 году перебралась на ВГТРК. На ТВ она отметилась рядом больших интервью с известными политиками и бизнесменами, в том числе с Дмитрием Песковым, Алишером Усмановым, Аркадием Ротенбергом и Рамзаном Кадыровым. «Дождь» попытался связаться с Аскер-заде, но та cказала «до свидания, всего хорошего» и положила трубку.

Материалы о Костине, ВТБ и Аскер-Заде блокируют на основании нескольких решений суда
Путин разрешил оперативно блокировать материалы по искам о защите деловой репутации в апреле 2018 года. С того момента ВТБ как минимум четыре раза жаловался по этой причине в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти.

В апреле 2018 года — на восемь публикаций на сайте ustav.net. Суд не установил автора и распространителя, но подтвердил, что материалы содержат информацию, которая не соответствует действительности. Решение принято 22 июня;
В июле 2018 года — на девять публикаций на восьми сайтах вроде newsland.com, ucompromat.com, gipoteza.net и ukrlife.net. Суд объединил эту и другие жалобы ВТБ, а 6 сентября принял решение о блокировке десятков публикаций на десятках малоизвестных ресурсов;
В октябре 2018 года — на публикации на 14 сайтах (вроде chel.pro и info-expert.net), включая два материала в блогах «Живого журнала». Суд удовлетворил этот иск к 16 ноября. Это на основании него удалили расследование Baza из «Яндекс.Дзена»;
В декабре 2018 года — на публикации на почти что 70 сайтах. Среди них — материалы на «Одноклассниках» и «Пикабу». Суд вынес решение о блокировке 11 февраля 2019 года.
Неудобных банку публикаций в интернете становилось всё больше. Всего, по данным Роскомсвободы, заблокировано около 1000 ссылок на ресурсы — и это только по решениям суда от сентября и ноября 2018 года.

В последнем случае суд даже не анализировал, насколько достоверны материалы из иска, а сослался на свои предыдущие решения: «Аналогичная по содержанию информация, порочащая деловую репутацию банка и его работников, ранее неоднократно распространялась на сайтах, так и на иных сайтах путем её копирования».

Юристы считают массовые блокировки цензурой и видят нарушения в работе Роскомнадзора
Суд постановил, что спорные утверждения из материалов о Костине и Аскер-заде можно подтвердить только «судебными, административными и внутренними актами организации». Но таких актов просто нет — и суд решил, что «такие факты не имели места в реальности, а потому не соответствуют действительности и носят явно порочащий характер». В итоге суд запретил «повторное воспроизведение и распространение» информации, которая якобы вредит деловой репутации ВТБ.

В разговоре с «Ведомостями» юристы выявили множество серьёзных нарушений во время судов по искам ВТБ. Суд не привлёк администраторов сайтов в качестве ответчиков, а в решениях не указал, какие именно сведения истец считает недостоверными. Суд также должен каждый раз заново оценивать любой текст, но вместо этого он выносит решение автоматически — и игнорирует право автора доказать суду, что он прав.

Издание «Право.ру» подтвердило, что столкнулось с этими же проблемами при блокировке своего материала по иску о защите деловой репутации. Дело не касалось ВТБ или Аскер-заде.

Глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков назвал «цензурой рунета в интересах отдельных лиц» ситуацию, при которой происходит сплошная блокировка ресурсов на основании частных исков. Юристы считают это беспрецедентным решением суда.

«Дождь» называет два основных варианта блокировки материалов. В первом случае Аскер-заде или ВТБ на основании решения суда жалуются в Роскомнадзор на материалы, где упоминается банк, журналистка, Костин и квартира. Второй предполагаемый путь — это когда Роскомнадзор отслеживает публикации с ключевыми словами.

[Может быть ситуация], когда Роскомнадзор сам берёт и отслеживает любую информацию, в которой Наиля Аскер-заде упоминается в связке с банком ВТБ. Тогда это, наверное, будет самая защищённая журналистка и женщина России, если Роскомнадзор ставит её в выборку — как бы о ней что-то не написали.

Тогда возникает вопрос к Роскомнадзору: а почему именно про эту журналистку нельзя упоминать в контексте её связей с руководством ВТБ? И вообще про неё ничего нельзя писать?

Александр Потапов
сооснователь Baza, в комментарии «Дождю»
В «Роскомнадзоре» подтвердили «Ведомостям», что ведомство требовало удаления материалов не только из решений суда, но и других публикаций с упоминанием Аскер-заде и Костина. В «Агоре» считают подобное превышением полномочий.

У Роскомнадзора нет полномочий самостоятельно искать запрещённую информацию. А суд не может запретить любые сведения о Костине, Аскер-заде и квартирах. Потому что это будет запрет материалов, которые не исследовались судом, а авторы и распространители которых не привлекались к участию в деле. По логике Роскомнадзора нужно заблокировать сайт суда, на котором выложено судебное решение с цитатами.

Дамир Гайнутдинов
юрист международной правозащитной группы «Агора», цитата по «Медиазоне»
В соцсетях теперь обсуждают возможные «отношения» Аскер-заде и Костина
О том, что попытки запретить материалы о журналистке и главе ВТБ привели к «эффекту Стрейзанд», одним из первых заявил сооснователь Baza Никита Могутин. О том, что он уже запустился, также написал журналист «Эха Москвы» Александр Плющев на Deutsche Welle. Тема отношений Аскер-заде и Костина, которые они сами не подтверждают, стала одной из главных тем в соцсетях.
tjournal.ruшаблоны для dle 11.2













Teref.info © 2015
E-mail: n_alp@mail.ru            Telefon: 051 933 93 21            Baş redaktor: Nurəddin (Xoca) İsmayılov
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə müvafiq keçidin qoyulması mütləqdir.
Sayt Webmedia.az tərəfindən hazırlanmışdır.