Как богач-меценат Савва Морозов увел жену у племянника, но счастья не нашёл
Bu gün, 10:54

Московский богач-меценат Савва Морозов представлял знаменитую текстильную династию. А рядом с каждым выдающимся мужчиной всегда есть неординарная женщина. Будущую жену Зинаиду Савва Тимофеевич встретил на ее же свадьбе. Она выходила за родственника Морозова, с которым последний тепло дружил. Вряд ли племянник ожидал, что дядя отберет у него жену, а треугольник внутри знаменитой старообрядческой семьи стал ударом и для остальных близких. Савва влюбился по уши и не остановился ни перед чем. Бросил к ногам Зинаиды все, но долгого счастья не случилось.
Не пара

Представитель богатой династии Морозовых Савва Тимофеевич блестяще отучился сначала в Московском университете, а затем в Кембриджском университете Англии. По возвращении в Россию стал первым помощником отца на мануфактурных заводах, а вскоре полностью возглавил семейное дело. Зинаида Григорьевна вышла замуж в 17 лет, что было обычным делом для девушки из купеческой старообрядческой семьи. Ее супруг Сергей, представлявший менее богатую ветвь Морозовых, вызывал в невесте добрые симпатии и благосклонность.
Зина искренне уважала супруга, но воспринимала его лишь как доброго друга. По всему было видно, что эти люди совсем разные. Яркая, открытая, деятельная Зинаида не вдохновляла нерешительного, заторможенного и слабохарактерного Сергея. Девушка бредила искусством и театром, а ее муж творчества не жаловал, предпочитая отдавать все свободное время охоте и карточным играм. И хотя супруги не ссорились, невооруженным глазом было видно, что они друг другу не пара.
Жена племянника
Савва, впервые увидевший Зинаиду на семейном торжестве по случаю венчания, был сражен наповал. Сам того не осознавая, он все сильнее сближался с семьей Сергея, максимально много времени проводил с племянником, и влечение к его супруге только росло. Зинаида все видела и понимала, вот только как с этим быть не знала. Воспитанная в жестких старообрядческих правилах, она и мыслить не смела о разводе. Но и бороться с усиливающимися чувствами никак не получалось. Обе семьи Морозовых всерьез взволновались из-за любовных отношений Саввы с замужней Зинаидой. Решив действовать открыто, Савва Тимофеевич пошел за советом к матери. Та вышла из себя, заявив, что первый жених Москвы унижает себя запретными связями.
Мало того, что Зина – бесприданница, так еще и замужняя. «Мало в Москве достойных фамилий, а ты взял дочку купца второй гильдии, да еще и жену у племянника увел!», - сетовала рассерженная женщина. Что до родителей Зинаиды, так ее отец и вовсе заявил, что лучше бы дочь оказалась мертвой, чем принесла в дом такой позор. Но влюбленные уже не слышали никого и решили во что бы то ни стало отстаивать свое право быть вместе. Ситуация разрешилась сама собой, когда стало известно о беременности Морозовой. И, разумеется, не от законного супруга. В 1888 году Зина развелась с Сергеем и вышла за его родного дядю Савву, сменив одного Морозова на другого.
Светская львица

Морозова сама сделала себя респектабельной дамой. / Фото: www.ego-zhena.ru
Савва Тимофеевич наконец почувствовал себя полностью счастливым. При этом он был богат, впереди маячила успешная карьера, а злые языки со временем угомонились. После того, как Морозов подарил любимой современный особняк на Спиридоновке, Зине и вовсе можно было только позавидовать. Брак выдался удачным, у супругов родилось четверо детей, а двери сказочного дома регулярно распахивались перед самыми высокопоставленными гостями. Между Морозовыми можно было наблюдать все лучшее: взаимное уважение, страсть, любовь.
Грамотный производственник Савва Тимофеевич усиливал влияние в высших кругах, вызывал глубокое уважение коммерсантов и властей, приумножал солидное состояние. Умело пользовалась своим положением и Зинаида Григорьевна. Жена богатого предпринимателя не прожигала жизнь впустую, а пользовалась услугами частных преподавателей языков, лучших портних и парикмахеров. Собственными стараниями купчиха второй гильдии быстро превратилась в статусную светскую львицу. Как-то на открытии Нижегородской ярмарки, куда был приглашен сам Николай II с супругой, шлейф платья императрицы оказался короче, чем у Морозовой.
Новое увлечение Саввы

Разлучница Мария Андреева. / Фото: www.star-tape.ru
Но идиллия рухнула в один день, когда Морозов снова влюбился. Марию Андрееву он увидел на сцене Московского Художественного театра. Аристократка, красавица и талантливая актриса Желябужская (по мужу) слыла в творческих кругах несравненной и блистательной. Ее обаянием восхищался Лев Толстой, утверждавший, что «такой актрисы в жизни не встречал». Страсть Морозова к Машеньке перевернула всю его благополучную жизнь. Надо сказать, что Андреева в какой-то момент связалась с большевиками и отвечала в революционной среде за финансы. А использовала для этого Морозова. Деньги потекли на нужды революции широкой рекой.
По просьбе любимой женщины Савва Тимофеевич стал спонсировать газету «Искра», укрывал в своем особняке революционеров, перечислял огромные суммы на счета запрещенной в империи организации. Ради Марии Морозов готов был пожертвовать всем: семьей, жизнью, положением. В 1900-м Андреева сблизилась с Максимом Горьким. Театр, построенный и полностью спонсируемый Морозовым, начал ставить пьесы «На дне» и «Мещане». Савва Тимофеевич дико ревновал, наблюдая за симпатией возлюбленной. Но вырвать из груди неуемную любовь к Андреевой не мог. Покинутый и отвергнутый, он вернулся в семью. Все это время Зинаида Григорьевна тяжело и смиренно переживала эту любовную историю, страдая от столь демонстративной измены.
Незадолго до смерти Савва Морозов застраховал свою жизнь на баснословных 100 тысяч рублей, передав Марии право получить страховку. Таким шагом он показал бесконечно любимой женщине, что обеспечит ей безбедное существование даже после ухода из жизни. Когда Савву Морозова, по одной из версий, убили, Мария Фёдоровна воспользовалась широким жестом любовника. Закрыв свои долги, остальные деньги отдала революционерам. Савва Тимофеевич напрасно волновался, что его Машенька будет страдать в бедности. В нищете как раз доживала его жена Зина, когда после революции у нее все отобрали большевики.
/kulturologia.ru/
TEREF