«Мифы» советского времени. Отменённый Сталиным расстрел
10-12-2023, 16:09
Советская «мифология» уже стала едва ли не понятием нарицательным. Из «глубины» прошлого столетия, как неподтвержденными данными из непроверенных источников, так и просто «устным фольклором» или — говоря проще — массой слухов, до нас дошло много историй, которые вполне могли быть, как чистой правдой, так и обычными городскими легендами, отражающими общий «тренд эпохи».
В огромной и закрытой «империи» далеко не все фиксировалось на бумаге, а отдельно взятая человеческая жизнь ценилась совсем недорого в погоне за всеобщим счастьем и благоденствием для трудящихся в масштабах земного шара.
Пожалуй, больше всего «мифов» советского времени пришлось именно на сталинское, едва ли не единоличное управление «Всея Великия и Малыя и Белыя и прочая и прочая и прочая». А многие «мифы» прямо или косвенно всегда были связаны непосредственно с именем «отца народов и величайшего гения всех времён», как «принципиально» называла советская пресса Генерального секретаря ВКП(б) Иосифа Виссарионовича Сталина.
Одна из таких историй — которая могла быть, как очередной придуманной легендой, так и былью — случилась непосредственно в приёмной Сталина в Кремле.
В наше время здравомыслящему человеку трудно представить ситуацию, описанную в данном очерке, но, судя по историческим свидетельствам той поры, что-то подобное происходило повсеместно и, к тому же, буквально на самых разных уровнях власти по всем приёмным необъятного Советского Союза. Потому и приведённый случай, вполне вписывается в общий «тренд сталинской эпохи».
Сейчас эта история читается и воспринимается с улыбкой, но в тот день главному персонажу «мифологемы» наверняка было не до веселья...
...Народного комиссара тяжелого машиностроения СССР В.А. Малышева (того самого, чьё имя и по настоящее время носит знаменитый Харьковский танковый завод) вызвали в Кремль, на приём и отчёт лично к И.В. Сталину.
Учитывая годы, когда Малышев возглавлял данный Наркомат, произойти эта история могла либо в 1939-м, либо в 1940-м годах.
Личный секретарь «отца народов» Поскребышев Н.П. и «по совместительству» едва ли не самый «серый кардинал» в сталинском окружении, велел наркому ожидать в приёмной до особого уведомления.
Многочасовые сидения в приёмной фактического главы государства были не редкостью, когда высокопоставленных чиновников, конструкторов, военных и т. д. вызывали на отчёты к Сталину, и он принимал и выслушивал их по мере необходимости и в порядке произвольной очередности.
Через несколько часов с одной из ближних дач прибыл Сталин. Естественно, все присутствовавшие встали, но Сталин обратился только к Малышеву с удивленной фразой: «Вас ещё не расстреляли?» После чего отвернулся и ушёл в свой кабинет.
Малышев просидел в приемной ещё около двух часов, пока Сталин принимал «просителей» с отчётами.
В один из моментов Сталин вышел в приёмную и опять, казалось даже удивленно, обратился к Малышеву всё с той же самой фразой: «Вас ещё не расстреляли?».
Можно представить, что творилось в голове и душе наркома тяжелого машиностроения все эти часы моральной пытки неизвестностью...
Тем не менее, приказа покидать приёмную не было, и Малышев продолжал сидеть на месте, не смея выйти даже для того, чтобы сходить в уборную.
Наконец, через несколько часов в приёмную вышел «серый кардинал» Поскребышев и обратился непосредственно к Малышеву всего с одной лаконичной фразой: «Вы можете быть свободны».
Как оказалось позднее (или, как «свидетельствуют» слухи того времени), Сталин получил донос на наркома, что тяжелая промышленность, главой которой являлся Малышев, выпускала танки с броней, которая не соответствовала по прочности заявленным характеристикам. Более того, нарком якобы знал о «существующей проблеме» и, по сути, скрывал её.
Все те несколько часов, что Малышев сидел в приёмной Сталина, то ли в лаборатории, отвечавшей за качество и прочность стали, то ли непосредственно на полигоне «эмпирическим» способом проводилась экспертиза танковой брони.
В итоге, испытания показали, что броня полностью соответствовала заявленным изначально характеристикам, и наркому было разрешено вернуться к работе «с чистой совестью»...
/bostonkrugozor.com/